Личность
Право
Государство

УДК 340.11

В.С. Плетников
Доцент кафедры теории государства и права
кандидат юридических наук, доцент
Уральский государственный юридический университет
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: pvs80@mail.ru
ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Аннотация
Предпринята попытка, на примере текстов научных работ, проследить исторические и методологические особенности формирования такого научного направления как теория государства, а также понятия «государство». Особое внимание уделено анализу параллельного развития научного знания о государстве в трудах европейских и отечественных авторов. Без внимания не оставлено зарождение современных школ теории государства и права.
Ключевые слова
Государство, теория государства, исследование государства, этапы развития представлений о государстве.

Известно, что наука в современном понимании, как специфический вид познавательной деятельности, возникла в Европе в XVI – XVII вв.[1]. Причиной тому стало обособление научного рационализма от иных форм познания. К данному периоду было накоплено достаточно знаний для преобразования всех компонентов оснований науки, т.е. все готово к первой научной революции. При этом необходимо понимать, что научной революции не произошло, если бы не было эволюционного накопления новых знаний, в частности о государстве.

Традиционно ведут речь о двух основных этапах становления научного рационализма, накопления новых знаний. Первый связан с периодом в истории человечества, когда на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное (философское). Согласно К. Ясперсу, данный период это период «осевого времени» – VIII – II вв. до н.э.[2], характеризуется кристаллизацией научной рациональности в культурах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Второй связан с периодом Средневековья и Возрождения.

Генезис теории государства в полной мере подчиняется обозначенным выше закономерностям развития научного знания.

Обратимся к трудам философов VIII – II вв. до н.э. и обнаружим, что в данный период формируется категориальный аппарат, которым сегодня пользуется юридическая наука, принципы права и управления государством и многие фундаментальные основы современной юриспруденции.

Философы, политики и правители Древнего Китая Гуань Чжун, Кун-цзы, Лао-цзы, Мо-цзы, Гунсунь Ян и другие предложили большое количество рациональных идей в сфере организации и осуществления политической публичной власти. Так, в трактате «Гуань-цзы» Гуань Чжуна (720 – 645 до н.э.) сказано: о законе как опоре социального управления, которая определяет, в том числе требования к политическому (публичному) руководству; о государственном контроле экономической политики и многом другом[3]. В Лунь Юй, составленной учениками Кун-цзы (551 – 479 до н.э.), из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием, сказано: «Государь использует чиновников, следуя ритуалу, а чиновники служат государю, основываясь на преданности»[4], «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды»[5]. Он первым стал вести речь о государстве всеобщего благоденствия о том, что сегодня называют социальным государством и с усердием строят все государи мира. Лао-цзы (VIV вв. до н.э.), которому приписывается авторство философского трактата «Дао Дэ Цзин» также внес весомый вклад в формирование предмета юридической науки, указывая на методологические начала, которых необходимо придерживаться при познании общества и учитывать при управлении государством. Основатель моизма Мо-Цзы (470–391 до н.э.) предлагает новое понимание государства как продукта общественного договора, говорит о необходимости учета интересов народа в процессе управления государством[6]. В «Книге правителя области Шан» Гунсунь Яна (390–338 до н. э.) находим рассуждения о пользе закона для управления государственными делами, о трех основных функциях государства: земледелие, торговля, управление[7]. Данные рассуждения стали основой для проведения государственно-правовых реформ в ряде древнекитайских государств, в которых требовалось неукоснительно соблюдать «фа» – писаный закон.

Взгляды несколько изменились, но идеи остаются прежними и, к сожалению, в современной России они мало изучены и фактически не используются, также как и те фундаментальные положения, которые содержатся в примыкающих к Ведам Упанишадах, сказаниях о жизни Будды, учениях Заратустры и многих других Древневосточных памятниках культуры.

Нам знакомы, и в целом восприняты современными теоретиками государства, политиками положения, содержащиеся в трудах Древних греков и римлян.

Древнегреческое общество и его культура уже в 621 г. до н. э. дала нам легендарные законы Драконта. В своем учении Сократ (470 – 399 до н.э.) заложил основы для рационального понимания права[8]. О государстве и праве в обобщенном виде, по сути как об объекте познания теории государства и права писал в диалогах Платон (427 – 347 до н.э.). Содержание отдельных диалогов – «Государство», «Законы», «Послезаконие» – может и сегодня служить основой для формирования истинного, в рамках избранной парадигмы, знания: вопросы организации высших органов власти, необходимость санкции в законе и др.[9]. Знаем, что Аристотель (384 – 322 до н.э.) также как и Сократ сделал много для теории познания. Благодаря учению Аристотеля о политике, мы можем в рамках теории государства и права рассматривать место и роль государства в политической системе общества, говорить о соотношении политики, экономики и права; знаем, что государство может являться не только продуктом естественного развития, но и высшей формой общения; высшей ценностью в государстве является гражданин; следование государства правовым предписаниям делает его правильным и многое другое[10].

Культура Древнего Рима – важнейший этап в становлении юридического знания, теории государства в частности. Начинается процесс отделения научного рационализма от рационализма философского, т.е. фактически начинается формирование юриспруденции, в том виде, в котором она известна сегодня, частью, которой выступает теория государства. Зачатки современной юридической науки появляются в Древнем Риме благодаря деятельности жрецов, государственных деятелей и практической работе юристов, каждый из которых внес свой вклад в разработку правил и способов толкования норм права, которые применяются, и посей день. К сожалению, в большинстве своем трактаты, созданные ранее III в до н.э. фактически не сохранились, а вот более поздние труды, например, Марка Туллия Цицерона (106–43 до н.э.) позволяют нам говорить о юридизации понятия государства, наделении его публично-правовой сущностью; о понятии юридического лица. Да, и в целом консультативная деятельность римских юристов, Цельса (II в.), Гая (II в.), Папиниана (II– III вв.), Ульпиана (II–III вв.), поскольку была ориентирована на адаптацию действующих правовых норм к изменяющимся потребностям правового общения, немало тому способствовала. Отдельно необходимо обратить внимание на тот факт, что римские юристы одними из первых стали обращать внимание на обобщение и разрабатывать правовые понятия. Столь высокий уровень теоретических обобщений был, достигнут только в классический/постклассический период римской истории. Именно на этом этапе начинается формирование категориального аппарата юриспруденции. Римскими юристами в этот период также создаются работы в области правовых отношений, юридических конструкций, нашедшие наиболее общее выражение в Кодексе Юстиниана (VI в. н. э.), и воспринятые современной теорией государства. В этом отношении древнеримское право является величайшим образцом юридической культуры, который и по сей день определяет характер правовых отношений.

Не зависимо от того, что было сказано выше, важно обратить внимание на тот факт, что всё, что связано с этими великими именами, возникло в разных концах света независимо друг от друга. Именно эти учения заложили основы универсальности, заставили задуматься и начать поиск научной истины.

Средневековье – это следующий шаг в становлении научного юридического знания о государстве. Здесь юридическая наука в отличие от предыдущих периодов развития получает некое методологическое основание. Достижения представителей Древнего Востока, Древней Греции – описание отдельных проблем, пути их решения, и достижения представителей Древнего Рима – придание юридическому знанию целостности, системности, но при отсутствии отделения научной рациональности (юридического знания) от юридической практики, подчиняются представлениям о Боге как центре, организующем начале и истоке всего сущего. В остальном юридическая наука все также продолжает накапливать материал по отдельным вопросам для решения практических задач (удовлетворение нужд христианской церкви). Все труды данного периода в современной теории государства и права ложатся в основу теологических концепций, например творчество Августина Аврелия (354 – 430 гг.) позволяет нам воспринимать в качестве идеала государственно-правовой организации Град Божий[11]. В более поздних учениях средневековья в связи с получением новых знаний, наблюдается отход от богословских представлений о государстве, авторы демонстрируют возможность существования и других оснований для познания государственно-правовой реальности. Таким автором был, например, Марсилий Падуанский (ок. 1275-1342 гг.) идеи которого конечно еще не свободны от теоцентризма, но уже мало чем отличаются от идей о государстве представителей классической юриспруденции: народ является носителем суверенитета и устанавливает закон, существует разделение властей и многое другие[12]. В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально-религиозный характер, подтверждение тому находим у Илариона в «Слове о Законе и Благодати» (XI в.)[13], в «Повести временных лет»[14] и других произведениях.

В эпоху Возрождения, которая фактически во многих странах стала водоразделом между научным рационализмом и иными формами познания появляется большое количество работ, которые независимо от их принадлежности используются в современной теории государства и позволяют увидеть диапазон подходов (от утопического до рационалистического, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского). Все работы данного периода объединяло одно – стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права. Появляются уникальные теоретические труды: «Государь» Н. Макиавелли (1513 г.), «Утопия» Т. Мора (1516 г.), «Шесть книг о государстве» Ж. Бодена (1576 г.), «Город Солнца» Т. Кампанелла (1602 г.), «Политический трактат» Б. Спинозы (1677 г.), «Два трактата о правлении» Дж. Локка (1690 г.) и многие другие, отражающие сложность и противоречивость того времени. Так, Г. Гроций в работе «О праве войны и мира» (1625 г.) пишет о том, что «одну форму государства составляет союз права и власти, другую – взаимное соотношение тех частей, которые правят, и тех, которыми управляют. Последняя интересует политика, первая – юриста»[15]. На Руси в данный период распространяется теория старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея[16], учение Иосифа (Санина) Волоцкого[17] и Максима Грека[18], которые представляют собой православные учения о государстве и содержат «трансцендентную идею об отношениях между государем и подданными»[19].

В Новое время (XVIII–XIX вв.) теоретические исследования западноевропейских авторов о государстве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как форме государства. На Руси, в данный период времени, только начинается переход от религиозной идеи к светской идее государства, зарождается доктрина государственного интереса, что наглядно можно проследить в трудах И.Т. Посошкова[20]. Значительный вклад в понимание природы государства вносят Феофан Прокопович[21], Д.М. Голицын[22], В.Н. Татищев[23] и др.

В ХVIII в. в Московском университете немецкие юристы Ф.Г. Баузе и И. Пургольд начинают преподавание энциклопедии права[24]. В XIX в. появляется множество работ отечественных ученых, посвященных энциклопедии права (теории права) – дисциплине, которая в соответствии с требованиями Университетского устава 1835 г. преподавалась на первом курсе юридических факультетов. Содержание этого предмета и его научное значение различными авторами определялось по-разному, с учетом требований устава и деления энциклопедии права на две части: энциклопедия юридических и политических наук, история философии права. Так, существовали руководства к законам П.И. Дегая, М.М. Сперанского, Н.Ф. Рождественского, курсы по энциклопедии законоведения К.А. Неволина, Н.Ф. Рождественского, теории права (общей теории права, юридической догматике) А.А. Рождественского, Н.А. Гредескула, М.Н. Капустина, Н.М. Коркунова, В.М. Хвостова, Г.Ф. Шершеневича, юридической энциклопедии (энциклопедии права) Н.С. Суворова, Н.К. Ренненкампфа, Ф.В. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, философии права Н.Н. Алексеева, И.В.  Михайловского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др.[25]. Данные авторы закладывают основы критического освещения существующих учений о праве и стремление к синтезу правовых идей. Важно отметить, что в этих работах нередко содержались и некоторые общие положения о государстве, но в основном они упоминались лишь постольку, поскольку это диктовалось потребностью познания права.

В это же время издаются и обобщающие работы по вопросам государства (государственное право, общее учение о государстве). Среди дореволюционных государствоведов могут быть названы: Н.Н. Алексеев[26], В.М. Гессен[27], А.Д. Градовский[28], Ф.Ф. Кокошкин[29], Н.М. Коркунов[30], С.А. Котляревский[31], Н.И. Лазаревский[32], Б.Н. Чичерин[33], Ф.В. Тарановский[34] и др.

Следует понимать, к началу ХХ в. был накоплен большой объем материала по общим вопросам государства и права. Российские исследователи всесторонне занимаются изучением данных вопросов в рамках различных методологических оснований. В конечном итоге это приводит к появлению отдельных работ, отражающих единство государства и права, которые носят название «Теория права и государства». Особо следует отметить «Лекции по общей теории государства и права» Н.М. Коркунова (1886 г.), «Теорию права и государства в связи с теорией нравственности» Л. Петражицкого (1907 г.), Общее учение о праве и государстве» Г.Ф. Шершеневича (1908 г.), «Общее учение о праве и государстве» И.А. Ильина (1915 г.).

Октябрьская революция 1917 г. внесла свои коррективы в процесс естественного развития общего учения о государстве. Постепенно, наука была подчинена и поставлена в услужение политике, было определено единственно верное методологическое начало, в рамках которого можно было воспринимать всю государственно-правовую реальность – марксистско-ленинская идеология. В первые годы существования советской идеологии еще были допустимы отличные по содержанию представления о природе советского государства, после выступления А.Я. Вышинского на тему «Основные задачи науки советского социалистического права» на первом Совещании по вопросам науки советского государства и права (16–19 июля 1938 г.)[35] это уже было недопустимо. Начинает формироваться марксистско-ленинская общая теория государства и права, как следствие в 1940 г. появляется учебник по теории государства и права С.А. Голунского и М.С. Строговича, в послевоенное время вышел учебник А.И. Денисова (1948 г.). В это же время начинают формироваться современные научные школы, которые изначально объединяли исследователей, продолжающих, несмотря на публично-политическую строгость, обобщать знания о государстве, создавать новые научные и образовательные концепции. Бесспорным лидером, как по числу исследователей, так и по объему, новизне концепций является московская школа теории государства, которая продолжает славные традиции первого университета страны: С.Н. Братусь, А.И. Денисов, С.Ф. Кечекьян, Л.С. Мамут, Е.А. Лукашева, О.Э. Лейст, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, В.С. Нерсесянц, Н.В. Витрук, С.В. Поленина, Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко, В.А. Туманов, А.Г. Хабибулин, О.В. Мартышин, Л.А. Морозова. Сохранили и преумножают традиции петербургская школа (Л.С. Явич, Д.И. Луковская, А.В. Поляков, Ю.И. Гревцов, Р.А. Ромашов), казанская школа (Ю.С. Решетов, А.В. Погодин, Ф.Н. Фаткуллин) теории государства. Большой вклад в развитие теории государства внесли представители уральской (С.С. Алексеев, И.Я. Дюрягин, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.И. Леушин, А.Ф. Черданцев, А.С. Шабуров), саратовской (М.И. Байтин, Н.И. Матузов, А.В. Малько), нижегородской (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик, В.Б. Романовская) школ. При этом следует помнить, что многие исследователи прошли трудный жизненный путь и, несмотря на тот факт, что они много сделали, в первую очередь для развития московской школы, азы знаний, фундаментальные парадигмы и навыки исследовательской деятельности были сформированы в рамках иных научных школ: Д.А. Керимов, П.Е. Недбайло, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Т.В. Кашанина, В.Н. Синюков и многие др.

Подводя итог.

Во-первых, теория государства, понятие «государство», формировались постепенно.

Во-вторых, в отечественной юридической литературе, посвященной теории государства, наблюдается явное несоответствие тем тенденциям, в рамках которых развивается данное научное направление в европейской литературе. Важно понимать, что это обусловлено не проблемами страны ее исследователями, отсталостью (как пишут многие авторы), а стремлением сохранить тот самостоятельный, самобытный путь развития, который выбран страной и ее народом.

В третьих, отечественная юридическая литература, авторы, разрабатывающие проблемы организации и деятельности государства, не свободны от мировых тенденций и так либо иначе вынуждены им следовать. Главное чтобы они не забывали о тех целях и задачах, которые стоят перед ними в данный исторический период.



[1] Яркова Е.Н. История и методология юридической науки : учебное пособие / Е. Н. Яркова ; Российская Федерация М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования, Ин-т права, экономики и упр. Тюмень :Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. 463 с. С. 19.

[2] Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991.–527 с. С. 32-33.

[3] Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. 2006. 727 с. С. 204-206.

[4] Изречение 19 книга 3 Лунь Юй // http://www.confucius.org/lunyu/rd0319.htm

[5] Изречение 2 книга 12 Лунь Юй // http://www.confucius.org/lunyu/rd0319.htm

[6] Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. I. –M., «Мысль», 1972. 363 с. С. 175-201.

[7] Шан Ян. Книга правителя области Шан // пер. с кит., вступ. ст., коммеит. и послесл. Л.С. Переломова. М.: Ладомир, 1993 // http://constitutions.ru/?p=5220.

[8] Нерсесянц В.С. Сократ: Монография / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 240 с.

[9] Платон Государство / Платон; пер. с др.-греч. В.Н. Карпова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 352 с.; Платон Законы, Послезакония, Письма / Платон. – СПб.: Наука, 2014. 519с.

[10] Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции: Монография / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. 272 с.

[11] Блаженный Августин Творения: В 4 т. Т.3: О Граде Божием. Книги I-XIII. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. 595 с.

[12] Марсилий Падуанский Защитник мира. Defensor paris / Марсилий Падуанский: Пер. с франц. Б. У. Есенова; науч. ред., вступит, ст., примеч. Г. П. Лупарева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. 656 с.

[13] Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона (Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI–XII века. 543 с. // URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868 (дата обращения 14.12.2018).

[14] Повесть временных лет  (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI–XII века. 543 с. // URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869 (дата обращения 14.12.2018).

[15] О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права: Перевод с латинского: Репринт с издания 1956 г. / Гуго Гроций; Под общ. ред.: Крылов С.Б.; Пер.: Саккетти А.Л. М.: Ладомир, 1994. 868 c. С. 314.

[16] Послания старца Филофея (Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV – первая половина XVI века. 566 с. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105 (дата обращения 14.12.2018); Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М.: Издательство «Индрик», 1998. 416 с.

[17] Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого (Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье, перевод А. А. Алексеева) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV – первая половина XVI века. 566 с. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5091 (дата обращения 14.12.2018); Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков (Подготовка текста и комментарии Н.А. Казаковой, перевод А.А. Алексеева) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV – первая половина XVI века. 566 с. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5094 (дата обращения 14.12.2018).

[18] Сочинения Максима Грека (Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV – первая половина XVI века. 566 с. // URL: https://web.archive.org/web/20131001123558/http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5107 (дата обращения 14.12.2018); Переписка Федора Ивановича Карпова с Максимом Греком (Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV – первая половина XVI века. 566 с. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5109 (дата обращения 14.12.2018).

[19] Лаппо-Данилевский А.С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времени Смуты и до эпохи преобразований [Электронный ресурс] Электрон. дан. СПб.: Лань, 2013. 10 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/9964  (дата обращения 14.12.2018).

[20] Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве / И. Т. Посошков; Ред., вступ. статьи и прим. Б. Б. Кафенгауза. М.: Соцэкгиз, 1937 (тип. им. Воровского). 351 с. // URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005173081#?page=176  (дата обращения 14.12.2018).

[21] Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии. Ч. 1-4. СПб., 1798-1799.

[22] Кондиции 1730 года // URL: http://xn--d1aml.xn--h1aaridg8g.xn--p1ai/18/konditsii-1730-goda/ (дата обращения 14.12.2018).

[23] Татищев В.Н. Собрание сочинений: В 8 т. / В. Н. Татищев. М. : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994.

[24] Сафронова Е.В. Слово главному редактору / Е.В. Сафронова // Энциклопедия права, 2013, Том 1, Выпуск 1. II с.

[25] Мусатов Ф.В. Становление науки теории государства и права в отечественной юриспруденции / Ф.В. Мусатов // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2013. № 4 (18). 5-14 с. С. 6.

[26] Алексеев, Н. Н. Идея государства: Очерки по истории политической мысли / Н.Н. Алексеев. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. 407 с.; Алексеев Н.Н. Идея государства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по юрид. специальностям / Н.Н. Алексеев; МВД России. С.-Петерб. ун-т, Акад. права, экономики и безопасности жизнедеятельности. 2. изд. СПб.: МВД России. С.-Петерб ун-т [и др.], 2001. 359 с.

[27] Гессен В.М. Русское государственное право: Курс лекций, чит. проф. В.М. Гессеном в С.-Петерб. политехн. ин-те на экон. отд-нии в 1909/10 учеб. г. СПб: Студ. касса взаимопомощи при С.-Петерб. политехникуме, 1909. 335 с.

[28] Градовский А.Д. Общее государственное право: Лекции проф. А.Д. Градовского : 1885 г. СПб: тип. М.М. Стасюлевича, 1885. 384 с.

[29] Кокошкин Ф.Ф. К вопросу о юридической природе государства и органов государственной власти / Ф.Ф. Кокошкин. М.: Имп. Моск. ун-т, 1896. 32 с.

[30] Коркунов Н.М. Русское государственное право: Пособие к лекциям / Н.М. Коркунов. 5-е изд. (без перемен). Т. 1-2. СПб: тип. М.М. Стасюлевича, 1904-1905.

[31] Котляревский С.А. Власть и право: Проблемы правового государства / С.А. Котляревский. М.: тип. "Мысль" Н.П. Меснянкин и К, 1915. 417 с.; Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика: [Дис.] / С.А. Котляревский. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1909. 428 с.

[32] Лазаревский Н.И. Русское государственное право / Н.И. Лазаревский. 3-е изд. Т. 1-. СПб: Кн. маг. "Право", 1913. 25 с.

[33] Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2005 (ГУП Тип. Наука). 822 с.

[34] Тарановский Ф.В. Юридический метод в государственной науке: Очерк развития его в Германии: Ист.-методол. исслед. / Ф.В. Тарановский. Варшава: тип. Варшавск. учеб. окр., 1904. 332 с.

[35] Вышинский А. Я. Доклад на заседании Отделения общественных наук АН СССР 27 апреля 1938 г. // Вопросы теории государства и права. М., 1949. С. 24, 28.

V.S. Pletnikov
associate professor department of the theory of the state and law
candidate of Law Sciences, associate Professor
Ural State Law University
Yekaterinburg, Russian Federation
Email: pvs80@mail.ru
IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF STATE UNDERSTANDING IN POLITICAL AND LEGAL THOUGHT
Annotation
An attempt, on the example of texts of scientific works, to trace historical and methodological features of formation of such scientific direction as the theory of state, as well as the concept "state" is made. Special attention is paid to the analysis of parallel development of scientific knowledge of the state in works of European and domestic authors. The origin of modern schools of the theory of state and law is not disregarded.
Keywords
State, theory of state, state research, stages of development of ideas about the state.