Личность
Право
Государство

УДК 340.113

Е.А. Березина
доцент кафедры теории государства и права
кандидат юридических наук
Уральский государственный юридический университет
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: helalex@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
Аннотация
В работе раскрывается содержание понятия «правовой режим» и различные подходы к классификации данной категории правоведения. Особое внимание уделено «оттенкам» понятия, что, в свою очередь, позволяет систематизировать большой объем информации и представить его в упорядоченном виде.
Ключевые слова
Правовой режим, правовое регулирование, виды правовых режимов.

В юридической науке вопрос о понятии и роли правовых режимов в правовом регулировании остается дискуссионным. В научный оборот данное понятие было введено А.В. Венедиктовым в начале 50-х годов XX века. Развернутый анализ понятия, структуры, признаков, юридической природы, сущности и содержания правового режима был дан в работах ученых уральской школы правоведения С.С. Алексеева и В.Б. Исакова в 80-90-х годах XX века. Кроме того, вопросам правовых режимов уделялась значительная роль и в более поздних исследованиях как общетеоретического[1], так и отраслевого характера[2].

Правовой режим рассматриваются как «специфика правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью совокупности различных средств и способов»[3].

Правовые режимы характеризуются особенностями воздействия на общественные отношения особых комплексов правовых средств, включающих множество правовых инструментов и механизмов, охватывающих определенный набор способов, методов и типов правового регулирования, с помощью которых реализуется действие механизма правового регулирования[4].

В.Б. Исаков определяет правовой режим как социальный режим, нашедший закрепление в правовых нормах и обеспеченный совокупностью юридических средств. В свою очередь, социальный режим – это относительно устойчивая взаимосвязь социального объекта (явления, процесса, института) с другими социальными объектами, обеспечивающая достижение некоторых целей. Также в его структуре автор выделяет три элемента: 1) объект – носитель режима (носителями социального режима могут быть субъекты права, социальные институты, социальные процессы, предметы, территории и др.); 2) среда, в которой существует объект – носитель режима, по отношению к которой и устанавливается определенный режим; 3) содержание, в котором  можно выделить две группы параметров: первая группа характеризует предпосылки функционирования, те условия, которые создает среда носителю режима; вторая группа отражает требования к носителю режима, меру его активности, уровень ответственности за осуществление своей функции[5].

Правовой режим может рассматриваться в трех смыслах:

- во-первых, как специфика процесса воздействия на общественные отношения, «порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования»[6];

- во-вторых, как специфика результата такого воздействия, выражающегося в определенном состоянии общественных отношений, отличающихся особым содержанием, например, Л.А. Морозова определяет правовой режим как «результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений» [7];

- в-третьих, правовой режим включает в себя одновременно  особенности и процесса воздействия, и результата такого воздействия, когда правовой режим рассматривается как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, который создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права[8].

Особенности режима правового регулирования зависят от характера отношений, входящих в предмет правового регулирования, правового статуса субъектов права, а также от преобладания того или иного способа правового регулирования, хотя  в рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы (например, правовой режим сделок с ценными бумагами направлен на стимулирование активности равноправных субъектов, поэтому в нем преобладают дозволения и диспозитивный метод правового регулирования, но есть и элементы императивности, в таможенном режиме проявляется охранительная функция права, поэтому в нем преобладают позитивные обязывания и запреты и императивный метод правового регулирования, но есть и элементы диспозитивности).

Одними авторами правовой режим трактуется как своеобразная форма правового регулирования[9], другие, отмечая взаимосвязь правового режима и государства,  рассматривают  понятие «правовой режим», во-первых,  в широком смысле как «особый порядок законодательного урегулирования деятельности, действий или поведения физических и юридических лиц в различных сферах общественных отношений либо на определённых объектах, включающий в себя установление механизма обеспечения фактической реализации системы дозволений, стимулов, нормативов, гарантий, запретов, ограничений, обязываний, а также их компетентное исполнение и применение мер принуждения и привлечения виновных к ответственности»; во-вторых, в узком смысле  как «закреплённое в нормах права особое сочетание юридического инструментария (юридических средств), характеризующееся наличием определённых условий, конкретностью (определённостью) общественных отношений, относительностью к определённому объекту и преследующее благоприятную, полезную для общества и государства цель» [10].

На зависимость правового режима от государства указывают и представители отраслевых наук: «любой правовой режим, как благоприятный, так и неблагоприятный – формируется институтами государства для пользы социума и собственно государства»[11]. Но данный тезис будет верен только в рамках теории юридического позитивизма, если же рассматривать правовой режим в широком смысле, с учетом различных подходов к правовому регулированию, то на формирование правового режима будут оказывать влияние различные факторы (социальные, психические, религиозные и т.д.)[12], правовой режим будет формироваться и под воздействием самого общества.

Правовому  режиму присущи следующие основные признаки:

-  правовые режимы характеризуют специфику правового  регулирования, особый порядок урегулирования общественных отношений;

-  представляют собой единство особенностей процесса и результата правового воздействия (это и порядок правового регулирования, и определенное социальное состояние урегулированности);

- цель правового режима - специфическим образом урегулировать конкретные сферы общественных отношений[13];

- различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования;

-  правовой режим характеризуется особенностями  воздействия на общественные отношения системы специальных юридических средств (механизма правового регулирования);

- особенности правовых режимов закрепляются в нормах права;

- правовые режимы основаны на определенных принципах (законности, принципе приоритета прав и свобод человека, научности и т.п.)

- правовые режимы действуют во временных и пространственных границах, определяются особенностями субъектов и объектов права;

- правовые режимы имеют определенную форму закрепления (прямо закрепляются в нормах права или косвенно (через определенные оговорки, наименования статей, глав, разделов, названиях самих актов)[14];

- особая структура правового режима;

- комплексный, системный характер (правовой режим рассматривается как комплексная система таких составляющих его элементов, как правовые средства, правовые принципы и правовые гарантии, определяющих специфический порядок правового регулирования, при этом все элементы структуры взаимосвязаны между собой[15];

- правовые режимы создают благоприятные (неблагоприятные) условия для удовлетворения интересов субъектов права.

Некоторые авторы предлагают использовать правовой режим в качестве одного из критериев де­ления системы права на отрасли наряду с предметом и методом правового регулирования[16].

В целях проведения более глубокого анализа правового режима условно можно выделять юридическую сторону режима (систему правил) и фактическую сторону (реальное осуществление правовых норм).

Помимо проблем определения понятия «правовой режим», выделения его признаков, существует и проблема отграничения данного понятия от смежных понятий, таких как «тип правового регулирования», «механизм правового регулирования» и ряда других. Правовой режим не сводится ни к одному из понятий, его можно рассматривать «как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств»[17].

В качестве следующей проблемы можно выделить вопросы определения критериев классификации правовых режимов. Особое значение они приобретают, когда речь идет об отраслевых юридических режимах, которых существует большое количество. Классификация правовых режимов может осуществляться по следующим основаниям: в зависимости от сферы общественных отношений (общеправовые, межотраслевые, отраслевые правовые режимы и режимы отдельных правовых институтов); в зависимости от предмета правового регулирования (конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т.д. режимы); в зависимости от направленности интересов (частноправовые и публично-правовые режимы); в зависимости от юридической природы (материальные и процессуальные режимы); в зависимости от территориальных пределов действия (международные (например, правовой режим Мирового океана) и внутригосударственные (общефедеральные режимы, режимы субъектов федерации, муниципальные и локальные режимы); в зависимости от преобладающего метода правового регулирования (режимы с преобладанием диспозитивного или императивного метода  правового регулирования); в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается (режим гражданство, режим иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, режим беженцев, вынужденных переселенцев); в зависимости от  объекта прав (режим имущественных прав, режимы личных неимущественных прав, связанных и не связанных с имущественными, режим информации, например, в гражданском праве - режим сделок с движимым и недвижимым имуществом, режим ценных бумаг и т.д.); в зависимости от содержания регулируемых отношений (пограничный, валютный, таможенный, пошлинный и т. п.); в зависимости от  функций права (режим особого регулирования и режим особой охраны). В зависимости от того, какие правовые средства доминируют в правовых режимах, предлагается различать «правовые режимы, создающие преимущества для субъектов права, и ограничивающие их субъективные права и свободы»[18].

Можно продолжать перечислять критерии классификации правовых режимов и дальше, но цель главное - не осуществить классификацию, а понять, в чем состоит ее теоретическое и практическое значение. При своей внешней простоте и абстрактности классификация правовых режимов может быть ориентиром для правового регулирования общественных отношений как при правоформировании и правотворчестве, так и при реализации и применении права с учетом особенностей субъектного, объектного, содержательного, функционального, инструментального и иного характера отдельных видов правовых режимов.

При умелом использовании знаний о классификации  и об особенностях отдельных составляющих  различных правовых режимов субъекты правотворчества могут с большей степенью эффективности регулировать общественные отношения с помощью правовых норм, а правоприменитель эффективнее осуществлять их реализацию, поскольку им становится понятной логика права, взаимосвязь видов функций права, правовых норм, способов и типов правового регулирования, способов реализации права  внутри отдельных правовых режимов.

 Значение классификации правовых режимов состоит в следующем: во-первых, она позволяет выявить сущность  и особенности отдельных видов правовых режимов, определить цели, на достижение которых было направлено создание этого режима; во-вторых,  раскрыть признаки конкретных режимов, их единство, отличия и взаимосвязи, проанализировать особенности структурных элементов каждого режима; в-третьих, помогает  представить правовой режим в научно обоснованном виде и, основываясь на представлении о системности и целостности правового регулирования, прогнозировать появление новых правовых режимов; в-четвертых, способствует изучению правовых режимов в детализированном виде (особенности субъектов, видов осуществляемой деятельности, объектов, приемов, способов, методов, типов, моделей правового регулирования, особенностей правовых последствий  и т.д.) одновременно с этим соединяет (группирует) различные их проявления в процессе практической реализации, определяя их место в правовом регулировании; в-пятых, позволяет выделить проблемы правового регулирования, негативные моменты в сфере функционирования конкретных правовых режимов, тем самым повышает эффективность научных исследований по вопросам правового регулирования.

Наличие большого количества различных классификаций правовых режимов свидетельствует о существовании большого их многообразия в правовой действительности, что в свою очередь, говорит о многоаспектности, многогранности права как институционного образования.

Вопросы определения понятий способов, методов, типов, моделей, правового регулирования, правовых режимов и их соотношений между собой играют не только теоретическую, но и практическое роль в правовой системе: определение способов правового регулирования, выбор метода правового регулирования, который должен преобладать при регламентации  определенной сферы общественных отношений, и учет иных особенностей правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые обязывают субъекта правотворчества и правоформирования  избирать для данных отношений именно ту, а не иную совокупность средств, приемов, способов воздействия права на общественные отношений, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим удовлетворению наиболее прогрессивных потребностей и интересов общества и служащим фактором его дальнейшего развития.

Именно правовой режим, отличаясь  стабильностью и в то же время динамичностью, обладает возможностью своевременно реагировать на отклонения в социальной ситуации и предотвращать сбои в правовом регулировании[19], тем самым увеличивая его эффективность.

Существующую в юридической практике проблему эффективности правового режима традиционно рассматривают через призму соотношения его целей и наступившего результата в определенных социально-политических условиях. Ученые выработали определенные условия обеспечения эффективности правового режима:  известность для адресатов; понятность и непротиворечивость правовых норм, его закрепляющих; соразмерность социальных целей и юридических средств достижения этих целей; обеспеченность функционирования правовых режимов действенной работой правоприменительных органов, включая правоохранительные органы и органы правосудия[20].



[1] См., например, Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16-29; Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2001; Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: теоретический аспект: автореф. дис. … канд.  юрид. наук. Екатеринбург, 2001.

[2] Попков В.В. Правовой режим экологической экспертизы. автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Саратов, 1997; Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб. 2002; Чернушенко С.С. Правовой режим особо охраняемых природных территорий: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999; Бикмуллина Р.Т. Правовой режим объекта гражданского права // Становление современной науки: материалы V Международной научно-практической конференции. Прага, 2009. С. 74-84; Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Курск, 2013. 44 с.

[3]  Тарасов Н.Н. Правовое регулирование и его механизм // Теория государства и права: Учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 153.

[4] Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 372.

[5] Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 34-39.

[6] Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 373.

[7] Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

[8] Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 17.

[9] Хохлова Е.М. Субъективное право и юридическая обязанность в механизме правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008.

[10] Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: теоретический аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 8.

[11] Васильев И.В., Фролов А.С. Конструктивная модель правового режима оборота оружия // Административное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 5-12.

[12] В понятие «правовой режим» необходимо включать не только совокупность норм права, регулирующих определенный порядок поведения, но и нормативные акты, содержащие эти нормы, информационно-психологический аспект, регулятивные элементы и механизмы правореализационной практики, разнообразные формы правомерного поведения и правореализационной деятельности субъектов (см.: Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 10).

[13] Цель правового режима - это предполагаемая или закрепленная государством идеальная модель определенного социального явления (состояния, процесса), которая достигается при помощи реализации правовых средств, входящих в его (правового режима) состав. Единой (комплексной) целью правовых режимов, исходя из их сущности, является оптимальное регулирование определенных групп общественных отношений, преодоление препятствий, стоящих на пути (см.: Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Курск, 2013. 44 с. С. 12).

[14] Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: теоретический аспект: автореф. дисс. … канд.  юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 9.

[15]   Беляева Г. С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Курск, 2013. 44 с. С. 9.

[16] Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: теоретический аспект: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 9.

[17] Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. - М., 1999. С. 373.

[18] Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Курск, 2013. 44 с. С. 21.

[19] Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Курск, 2013. 44 с. С. 3.

[20] Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Курск, 2013. 44 с. С. 16.

E.A. Berezina
associate professor department of the theory of the state and law
candidate of Law Sciences
Ural State Law University
Yekaterinburg, Russian Federation
Email: helalex@mail.ru
TO A QUESTION OF A CONCEPT AND TYPES OF LEGAL REGIMES
Annotation
In work the maintenance of the concept "legal regime" and various approaches to classification of this category of jurisprudence reveals. Special attention is paid to concept "shades" that, in turn, allows to systematize the large volume of information and to present him in the ordered form.
Keywords
Legal regime, legal regulation, types of legal regimes.