Личность
Право
Государство

УДК 343.9

Д.А. Данилов
Преподаватель кафедры ОРД ОВД
кандидат юридических наук
Орловский юридический институт МВД Росси имени В.В. Лукьянова
Орел, Российская Федерация
Email: sirius37@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация
В статье проведен анализ действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов по предупреждению преступлений органами внутренних дел.
Ключевые слова
Предупреждение преступлений органами внутренних дел, уровень преступности, профилактика преступлений, предотвращение преступлений.

На современном этапе борьбы с преступностью актуальной задачей органов внутренних дел в борьбе с преступностью является постоянное сдерживание ее роста[1].

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия им[2].

Следует особо подчеркнуть, что в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указываются такие задачи как выявление, предупреждение преступлений, установление лиц, их подготавливающих[3]. В органах внутренних дел как субъекте ОРД ведущая роль при решении этих задач возлагается на оперативные подразделения полиции, в том числе и на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности, они имеют в своем арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другие подразделения ОВД, выявить лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления, и принять меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения. Однако, потенциал оперативно-розыскного предупреждения преступлений используется крайне недостаточно. Главная причина, как представляется, состоит в том, что провозглашенная в ст. 2 ФЗ об ОРД задача предупреждения преступлений во многом остается декларативной. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений, как и сбор профилактически значимой информации, осуществляется как бы попутно, наряду с решением главной задачи оперативных подразделений – выявлением и раскрытием преступлений. Ни специализированных подразделений, ни специально выделенных сотрудников оперативных подразделений, которые занимались бы исключительно профилактической деятельностью сегодня, нет. При таком подходе к организации оперативно-розыскной профилактики преступлений едва ли можно рассчитывать на достижение серьезных результатов борьбы с преступностью, на ее реальное снижение.

Как уже было отмечено, одним из направлений предупреждения преступлений указанными оперативными подразделениями органов внутренних дел является выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений[4].

Основная трудность, на которую наталкиваются при выявлении таких обстоятельств, связана, на наш взгляд, с тем, что в процессе повседневной оперативной работы их сложно установить и тем более четко сформулировать. Общее представление о них можно сделать лишь на основе материалов уголовных дел.

В своих исследованиях мы обратили внимание на то, что в Российской Федерации отсутствует законодательная база предупреждения правонарушений. В этой сфере нет базового Федерального закона. Однако, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было сказано следующее: «На повестке дня и развитие государственной системы профилактики правонарушений. В ближайшее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации должен поступить проект закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в котором закреплены базовые подходы к организации профилактики, уточнена компетенция всех субъектов профилактической деятельности. Одобрение проекта станет фактическим завершением создания полноценной нормативной правовой базы в этой сфере».

На наш взгляд, можно утверждать, что на основе такой законодательной базы будут созданы ведомственные нормативные акты в сфере предупреждения преступлений, в которых должен быть учтен имеющийся положительный отечественный опыт и наработанная к сегодняшнему дню научно-исследовательская база по вопросам оперативно-розыскной профилактики.

В частности, представляется необходимым разработка и внедрение Инструкции по основам организации и тактики предупреждения преступлений оперативными подразделениями полиции. Такая Инструкция должна четко определить направления оперативно-розыскной профилактики преступлений. К таким направлениям, на наш взгляд, следует отнести:

- выявление причин и условий совершения преступлений на конкретных объектах (отраслях, территориях);

- участие в подготовке (совместно со следственным аппаратом) соответствующих Представлений  в компетентные органы, способные принять реальные меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и других нарушений закона (ст. 158 УПК РФ п. 2 и 6).

 



[1] Гаврилов Б.Я. Организованная преступность и ее предупреждение в наиболее криминализированных отраслях российской экономики // Проблемы социальной и криминологической профилактики в современной России. Вып. 1. М., 2002. С. 124-133; Мордовец А.П. О состоянии и мерах борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации // Оперативно-розыскная работа. № 1. 1999. С. 2-22.

[2] Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2001. С. 113.

[3] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995.

[4] Сафин Ф.Ю. Теоретические и методологические проблемы предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних: дис. …докт. юрид. наук. Спб., 2003. С. 82; Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. Спб., 2001. С. 112-113.

D.A. Danilov
Lecturer of the Operational Search Activity of Internal Affairs Agencies Department
candidate of Law Sciences
Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov
Orel, Russian Federation
Email: sirius37@mail.ru
TO THE QUESTION OF THE PREVENTION OF CRIMES DIVISIONS DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS
Annotation
In article the analysis of active legislation and statutory instruments on crime prevention by Internal Affairs Agencies is carried out.
Keywords
Crime prevention by Internal Affairs Agencies, crime rate, crime precautions, crime prevention.