Личность
Право
Государство

УДК 341.1

Н.Ю. Тетерятников
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
кандидат юридических наук
Сибирский юридический институт МВД России
Красноярск, Российская Федерация
Email: colyambus@yandex.ru
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (В СВЕТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ)
Аннотация
В статье рассматривается становление ОДКБ как международной региональной военно-политической организации. Анализируется её внутреннее строение, а также особенности уставных и вспомогательных, в первую очередь координационных, органов.
Ключевые слова
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), международное сотрудничество, противодействие наркоугрозе, антинаркотическая деятельность.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – международная региональная организация, созданная в 2003 г. на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ)[1], также известного как «Ташкентский договор», «Ташкентский пакт», который был подписан представителями восьми бывших республик Советского Союза в 1992 – 1993 гг., т.е. в первые месяцы после распада СССР. Данный договор вступил в силу 20 апреля 1994 г.[2] и первоначально был рассчитан на 5 лет с возможностью дальнейшего продления. В апреле 1999 г. шесть государств-участников ДКБ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) подписали протокол о продлении действия этого документа ещё на 5 лет[3], тогда как три других страны (Азербайджан, Грузия и Узбекистан) от этого отказались.

Как бы то ни было, ДКБ во многом обеспечил формирование суверенных государств на постсоветском пространстве, становление их обороноспособности и внешнеполитической самостоятельности. С другой стороны многим из этих государств вскоре пришлось столкнуться с новыми угрозами своей безопасности – локальными вооруженными конфликтами, терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркобизнесом. «Новые задачи, стоящие перед государствами-участниками ДКБ, естественно потребовали совершенствования организационной структуры Договора, его руководящего органа – Совета коллективной безопасности, его консультативных и рабочих органов… В мае 2002 г. на сессии Совета коллективной безопасности было принято решение о целесообразности преобразования ДКБ в международную региональную организацию – Организацию коллективной безопасности»[4].

Произошло это в г. Москве 14 мая 2002 г. Именно тогда было решено создать ОДКБ и придать ей статус постоянно действующей международной организации. 7 октября 2002 г. в г. Кишинёве (Республика Молдова) были подписаны Устав ОДКБ[5] и Соглашение о правовом статусе ОДКБ[6], которые впоследствии были ратифицированы всеми шестью государствами и вступили в силу 18 сентября 2003 г. Именно эту дату и следует считать началом существования ОДКБ как полноправной международной организации. Ещё несколько лет потребовалось, на становление ОДКБ в качестве полноценного субъекта внешнеполитических отношений и международного права. Как отметил в 2007 году Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа, замещавший эту должность с момента образования данной международной структуры и вплоть до января 2017 г.: «Ныне ОДКБ представляет собой живой организм, адаптирующийся к быстро меняющимся геополитическим реалиям. Организация располагает необходимой организационной и нормативной базой, политической волей для эффективного выполнения стоящих перед ней задач»[7].

В августе 2006 г. в г. Сочи было принято решение о вхождении в ОДКБ Республики Узбекистан. Вместе с тем, уже в 2012 г. Узбекистан приостановил своё членство в этой международной организации.

Таким образом, на настоящий момент членами ОДКБ являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Согласно статьи 3 Устава ОДКБ целями данной международной организации являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».

Для достижения указанных целей государства-члены ОДКБ в соответствии со статьями 7, 8 Устава:

- принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету и реализацию права на коллективную оборону, включая создание коалиционных (коллективных) сил, региональных (объединенных) группировок войск (сил), миротворческих сил, объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры;

- взаимодействуют в сферах военно-технического (военно-экономического) сотрудничества, обеспечения вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб необходимыми вооружением, военной, специальной техникой и специальными средствами, подготовки военных кадров и специалистов для национальных вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов;

- координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов;

- принимают меры к созданию и функционированию в рамках ОДКБ системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов;

- взаимодействуют в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий.

Структура ОДКБ включает в себя следующие органы данной международной организации.

1. Уставные органы

1.1. Высший орган – Совет коллективной безопасности (СКБ), куда входят главы государств-членов этой организации, рассматривающие основополагающие вопросы деятельности ОДКБ и принимающие ключевые решения, направленные на реализацию функций ОДКБ, а также координирующие совместную деятельность по достижению уставных целей. Председателем СКБ является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия работы этого органа, если СКБ не принято иного решения.

1.2. Орган межпарламентского сотрудничества – Парламентская Ассамблея ОДКБ, рассматривающая вопросы, относящиеся к зоне ответственности данной международной организации, выполнение решений её органов и осуществляющая нормативно-правовое урегулирование возникающих споров и юридических коллизий. Основной функцией Парламентской Ассамблеи является обеспечение ратификации международных договоров, заключенных государствами-членами ОДКБ в пределах её деятельности и полномочий.

1.3. Консультативные и исполнительные органы

1.3.1. Совет министров иностранных дел (СМИД) – орган, координирующий взаимодействие государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики.

1.3.2. Совет министров обороны (СМО) – коллегиальный орган, отвечающий за координацию взаимодействия государств-участников ОДКБ в сфере военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

1.3.3. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – орган ОДКБ, координирующий взаимодействие государств-членов по вопросам национальной безопасности каждого из них.

1.4. Координационный орган – Постоянный совет, занимающийся вопросами сотрудничества в рамках ОДКБ в период между сессиями СКБ и обеспечивающий осуществление решений, принятых СКБ, СМИД, СМО и КССБ; состоит из постоянных представителей (постпредов), назначаемых главами государств-участников ОДКБ.

1.5. Постоянно действующие рабочие органы

1.5.1. Секретариат – орган, осуществляющий организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение функционирования других органов ОДКБ и находящийся согласно статьи 18 Устава в г. Москве; совместно с Постоянным советом разрабатывает проекты различных документов органов ОДКБ, состоит из должностных лиц – представителей стран-участниц ОДКБ согласно квоте, пропорциональной долевым взносам соответствующих государств в общий бюджет, и сотрудников, нанимаемых по контракту на конкурсной основе. Руководство Секретариатом осуществляет Генеральный секретарь, являющийся высшим должностным лицом ОДКБ; назначает его СКБ, которому он и подотчетен. В состав Секретариата входят Управление политического сотрудничества, Управление проблем военной безопасности, Управление противодействия вызовам и угрозам, Управление информационных программ и Управление делами.  Управления имеют в своем составе отделы и группы. Кроме того, состав Секретариата включает подразделения ведающие правовыми, финансово-экономическими и другими вопросами. 

1.5.2. Объединённый штаб – орган, осуществляющий организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности СМО и отвечающий как за подготовку предложений по военной составляющей ОДКБ, так и за организацию и координацию фактической реализации решений, касающихся вопросов военного сотрудничества; дислоцируется в г. Москве и состоит из военнослужащих и граждан государств-членов ОДКБ.

2. Вспомогательные органы, существование которых прямо не предусмотрено Уставом ОДКБ, но которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед этой международной организацией

2.1. Совещательные органы, функционирующие при уставных органах ОДКБ

2.1.1. Рабочая группа по Афганистану – орган при СМИД, созданный по решению СКБ от 23 июня 2005 г. для координации и обеспечения реализации мероприятий государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана. Учитывая колоссальные объемы изготовления наркотических средств героиновой группы в этом государстве, «в разы усилился трафик наркотиков на территорию стран ОДКБ, вызывая рост коррупции, укрепление криминальных группировок, военизированных преступных формирований, подпитывая террористические и экстремистские организации, снижая обороноспособность, вызывая массовой физиологическое и духовое поражение населения. Наркотрафик превратился в фактор подрыва безопасности и стабильности стран ОДКБ»[8].

Как отмечает Советник Секретариата ОДКБ, заместитель Секретаря Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) стран-участниц ОДКБ М.Г. Мелихов «приходится учитывать, что антинаркотические подразделения государств-членов обладают разными, а зачастую весьма скромными возможностями. Несопоставимы опыт, силы и средства… России, и, к примеру,.. Кыргызстана или соответствующих служб Таджикистана. А ведь именно через эти страны пролегает так называемый "Северный трафик" афганского героина»[9].

По этой причине, начиная с 2012 г. руководящими органами ОДКБ прорабатывается вопрос создания Центра антинаркотических операций (ЦАО) этой международной организации. «Центр антинаркотических операций ОДКБ необходим для организации эффективного отпора афганской наркоагрессии»[10]. Апробация деятельности ЦАО прошла на учениях антинаркотических сил ОДКБ «Гром-2013», а на XIV заседании КСОПН 28 ноября 2013 г. в г. Минске  было подписано соглашение «О создании рабочей группы "Центр антинаркотических операций ОДКБ"». Основными направлениями деятельности ЦАО должны стать разработка, планирование и проведение антинаркотических операций с привлечением всех ресурсов государств-членов ОДКБ, в том числе Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР).

23 мая 2015 г. в г. Ош (Кыргызская Республика) на заседании Международного координационного штаба по руководству международной антинаркотической операцией ОДКБ «Канал-Патруль» в рамках региональной антинаркотической операции постоянного действия ОДКБ «Канал» было отмечено, что «КСОПН государств-членов ОДКБ перешел к практическому решению задачи концентрации усилий на проведении широкого круга антинаркотичских мероприятий, в целом направленных на создание единой евразийской системы антинаркотической безопасности. Благодаря четкой и слаженной работе национальных межведомственных штабов государств-членов ОДКБ и правоохранительных органов государств-наблюдателей удалось значительно оздоровить общекриминальную ситуацию в регионах проведения операции. Фундаментом антинаркотической работы становится создаваемый Центр антинаркотических операций ОДКБ»[11].

2.1.2. Военный комитет – совещательный орган при СМО, созданный 19 декабря 2012 г. для выработки предложений и оперативного разрешения вопросов планирования и применения сил и средств ОДКБ.

К средствам, прежде всего, следует отнести Объединенную систему противовоздушной обороны (ПВО) России и Беларуси, а также создаваемую в настоящий момент Российско-Армянскую региональную систему ПВО.

К силам (и, соответственно, структурным элементам) ОДКБ при этом относятся:

- Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) – оперативные (постоянной готовности) высокомобильные контингенты вооруженных сил, а также подразделения специального назначения правоохранительных органов, органов безопасности, специальных служб, органов чрезвычайного реагирования и внутренних войск стран-участниц ОДКБ (с 2011 г. в состав КСОР включены спецподразделения антинаркотических ведомств соответствующих государств) общей численностью, превышающей 20 тысяч человек; КСОР ОДКБ предназначены для решения задач по оперативному урегулированию региональных и локальных конфликтов различной степени интенсивности, проведения антитеррористических операций, спецопераций по пресечению массовых беспорядков, насильственных экстремистских действий, противодействия транснациональной организованной преступности, профилактике и ликвидации чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера;

- Миротворческие силы – более 3,5 тысяч военнослужащих государств-членов ОДКБ, объединенные с января 2009 г. в единый контингент на основании Соглашения ОДКБ от 6 октября 2007 г. «О миротворческой деятельности» в целях содействия Организации Объединенных Наций (ООН) в деле недопущения и предотвращения вооруженных конфликтов, а также мирного урегулирования возникающих кризисных и конфликтных ситуаций;

- Региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, а именно:

а) Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россия);

б) Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона;

в) Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона.

2.1.3. Координационное совещание главных наркологов государств-членов ОДКБ – орган занимающийся организацией взаимодействия соответствующих медицинских учреждений государств-членов ОДКБ с целью распространения передового опыта профилактики и лечения наркомании, медицинской реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, решение о создании которого было принято на заседании КССБ 27 мая 2013 г.

2.1.4. Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом – орган при КССБ, созданный на основании решения от 30 ноября 2004 г. с целью выработки предложений, направленных на совершенствование мер борьбы с международным терроризмом и экстремизмом; по поручению КССБ готовит предложения о совместных практических мерах по предотвращению или нейтрализации террористических угроз и связанных с экстремизмом вызовов коллективной безопасности государств-членов ОДКБ; во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ осуществляет экспертно-правовую проработку проектов решений КССБ и материалов, обосновывающих их принятие, а также способствующих их практической реализации.

2.1.5. Научно-экспертный совет – общественный консультативный и экспертный орган при Секретариате, функционирующий с 18 февраля 2005 г. в целях научного, экспертного, информационного и консультационного обеспечения деятельности ОДКБ, в его состав входят руководители крупнейших научно-исследовательских учреждений государств-членов ОДКБ, ведущие ученые и общественные деятели, правоведы, военные специалисты и специалисты в сфере международной безопасности; к основным функциям данного органа относятся содействие в проведении исследований по вопросам формирования устойчивой системы коллективной безопасности, подготовка предложений и рекомендаций по конкретным направлениям деятельности ОДКБ, а также экспертная оценка аналитических материалов и проектов документов.

2.1.6. Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности – временный орган при КССБ, решение о создании которого было принято в ноябре 2006 г., призван заниматься выявлением проблем и угроз в сфере информационной политики и безопасности, а также разработкой предложений о противодействии им, в результате чего должна сложиться единая система информационной безопасности государств-членов ОДКБ, включающая в себя политическую, организационную, законодательную, финансовую, кадровую, научную и техническую составляющие.

2.1.7. Автономная некоммерческая организация «Институт Организации Договора о коллективной безопасности» (Институт ОДКБ) – не столько орган, сколько самостоятельное научно-исследовательское учреждение, созданное с целью проведения фундаментальных и прикладных исследований о роли и месте ОДКБ в современном мире; соучредителем данной организации является Секретариат ОДКБ, с которым – как и с Парламентской Ассамблеей – и осуществляется основное сотрудничество по таким направлениям как пропаганда, популяризация и информационная поддержка деятельности ОДКБ в странах-участницах, сторонних государствах и международных организациях; изучение вопросов военно-политической интеграции, объединения в сфере обеспечения безопасности на пространстве СНГ; создание системы связей с научными и общественными организациями.

2.1.8. Аналитическая ассоциация Организации Договора о коллективной безопасности – межнациональное формирование, созданное 11 марта 2013 г. и включающее более двух десятков информационно-аналитических и социологических организаций из всех государств-членов ОДКБ, осуществляет разработку стратегии скоординированной информационной политики в интересах стран-участниц ОДКБ, отдельных мероприятий в её рамках, информационно-аналитическую поддержку решений глав соответствующих государств, обмен информацией, экспертный и ситуационный анализы.

2.1.9. Университетская лига Организации Договора о коллективной безопасности также как Институт ОДКБ и Аналитическая ассоциация ОДКБ, является в большей степени общественным межнациональным  формированием, нежели органом ОДКБ; 22 апреля 2014 г. в Екатеринбурге состоялось учредительное собрание Лиги, её президентом избран ректор Уральского государственного экономического университета М.В. Федоров.

2.2. Координационные органы, являющиеся самостоятельными подразделениями ОДКБ, несмотря на отсутствие их прямого упоминания в Уставе данной международной организации

2.2.1. Координационный совет по чрезвычайным ситуациям (КСЧС) – орган ОДКБ, фактически существующий с 18 марта 2008 г., когда прошло первое заседание, занимающийся координацией взаимодействия министерств, служб и ведомств стран-участниц ОДКБ по вопросам профилактики и ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

2.2.2. Координационный совет руководителей компетентных органов по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) – орган, образованный по решению СКБ от 6 октября 2007 г., который отвечает за взаимодействие и координацию соответствующих национальных органов при проведении оперативно-профилактических мероприятий и спецопераций по противодействию незаконной миграции из третьих государств в страны-участницы ОДКБ, а также вносит предложения по совершенствованию, унификации и гармонизации национальных правовых систем в части вопросов въезда, выезда, транзита, пребывания и ответственности иностранцев и апатридов на территории государств-членов ОДКБ.

2.2.3. Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) – орган, созданный в соответствии с решением СКБ от 23 июня 2005 г. для координации деятельности национальных специализированных ведомств и правоохранительных служб государств-членов ОДКБ в деле борьбы с трансграничной наркопреступностью, имеющий в своём составе исполнительное бюро, рабочие группы (по вопросам сотрудничества в области оперативно-розыскной деятельности, по вопросам обмена информацией и информационными ресурсами, по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики и по сотрудничеству в сфере подготовки кадров), а также объединенный банк данных по вопросам контроля над наркотиками[12].

КСОПН является исторически первым координационным органом ОДКБ, сформированным как минимум на два года раньше остальных подразделений такого же статуса данной международной структуры для достижения уставных целей этой организации, что подчеркивает его значимость в обеспечении коллективной безопасности.

Как отметил М.Г. Мелихов: «Тенденции в развитии наркоситуации в государствах–членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) связаны с масштабной экспансией наркотических средств из-за рубежа, они напрямую затрагивают интересы коллективной и национальной безопасности России и е союзников. Учитывая это Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел и Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ приняли ряд важных решений, позволивших интенсифицировать работу в данном направлении, придать ей системный, наступательный характер, а главное – практический характер»[13].

Первой из таких мер стало создание КСОПН. Другой, не менее важной – придание в 2008 г.[14] антинаркотической операции «Канал», существующей с 2003 г., статуса региональной операции постоянного действия, в которой кроме сотрудников правоохранительных органов государств-членов ОДКБ принимают участие  в качестве наблюдателей представители компетентных органов более 25 стран мира[15] и ряда международных организаций[16]

Несмотря на то, что наиболее пристальное внимание уделяется выявлению и блокированию маршрутов контрабанды наркотиков из Афганистана, это далеко не единственное направление работы в рамках операции «Канал». Другими её целями выступают:

- обнаружение и перекрытие путей поставки наркотиков (в первую очередь, кокаина) из стран Латинской Америки;

- перекрытие международных и межрегиональных каналов контрабанды синтетических наркотиков и наркотических средств амфетаминовой группы из стран Европы и Юго-Восточной Азии;

- пресечение деятельности подпольных нарколабораторий;

- профилактика утечек прекурсоров в нелегальный оборот;

- подрыв экономических основ наркобизнеса.

Сама операция «Канал» представляет собой проведение в многостороннем формате под эгидой КСОПН целого комплекса регулярных антинаркотических оперативно-профилактических мероприятий под общим наименованием, направленных на выявление и перекрытие путей контрабанды наркотиков в страны ОДКБ. Так, наиболее значимыми элементами этой широкомасштабной международной региональной операции постоянного действия являются совместные специальные антинаркотические операции «Канал – Юг», «Канал – Запад». «Канал – Кавказ», «Канал – Долина», «Канал – Патруль», «Канал – Синтетик – Почта», «Канал–Транспорт», «Канал – Южный капкан».

Помимо сотрудников специализированных антинаркотических подразделений компетентных органов к участию в мероприятиях операции «Канал» привлекаются служащие пограничной охраны, таможенных органов, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств-членов ОДКБ.

Всего в ходе оперативно-профилактических мероприятий операции «Канал» за 15-летний период её проведения из незаконного оборота изъято свыше 270 тонн наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 14 тонн героина, 5 тонн кокаина, 46 тонн гашиша, а также более 11 тысяч единиц огнестрельного оружия, более 300 тысяч боеприпасов. Выявлено более 1100 фактов административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и столько же лиц привлечено к административной ответственности. За незаконные операции с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами задержаны более 1600 человек. Изъято материальных ценностей на сумму свыше 120 тысяч долларов США.

Поскольку одной из уставных целей ОДКБ является взаимодействие государств-членов этой организации в сфере подготовки кадров и специалистов для национальных специальных служб и правоохранительных органов, по инициативе рабочей группы КСОПН по сотрудничеству в сфере подготовки кадров в 2014 г. в соответствии с решением СКБ статус базового учебного заведения высшего и дополнительного профессионального образования по подготовке специалистов по контролю за оборотом наркотиков для государств-членов ОДКБ был придан Сибирскому юридическому институту, расположенному в г. Красноярске. В настоящее время в Сибирском юридическом институте МВД России обучаются на очной форме обучения по образовательным программам высшего образования по направлению подготовки Юриспруденция (уровень бакалавриата) студенты – сотрудники антинаркотических подразделений компетентных органов из Кыргызстана (направлены на обучение Службой по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Кыргызской Республики), Казахстана (от Департамента по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД Республики Казахстан) и Таджикистана (представители Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан). Кроме того, преподаватели СибЮИ на регулярной основе проводят краткосрочные (2-3 недельные) выездные тренинги с сотрудниками правоохранительных органов стран-участниц ОДКБ в соответствующих государствах (кроме названных это ещё Республика Беларусь).

Исходя из целей ОДКБ и перечисленных направлений деятельности этой международной организации, а также места КСОПН в её структуре становится ясно, что противодействие незаконному обороту наркотиков, хоть и важное, но не самое главное направление деятельности данной структуры. Куда более значима военная составляющая ОДКБ, представленная в её структуре и Советом министров обороны, и Военным комитетом, и Коллективными силами оперативного реагирования, и Миротворческими силами, а также региональными группировками сил и средств коллективной безопасности. «Приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами–участниками Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности»[17].

В этом смысле ОДКБ как региональная международная организация общей компетенции по своему характеру является в большей степени военизированным противовесом НАТО, нежели полицейским – Европолу, как международным организациям специальной компетенции. Вместе с тем, статья 8 Устава ОДКБ устанавливает: «Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с … незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.., организованной транснациональной преступностью и другими угрозами безопасности государств-членов». Это, в частности, означает, что функция противодействия организованной транснациональной наркопреступности (а международная наркопреступность всегда носит организованный характер) – одна из ключевых для ОДКБ.

 



[1] Договор о коллективной безопасности (вместе с «Протоколом об исправлении текста Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года» и Нотой МИД Республики Беларусь от 24 мая 1995 года № 12/4913-н) (договор подписан в г. Ташкенте 15 мая 1992 года) (протокол подписан в г. Минске 18 мая 1995 года) // СПС «Консультант Плюс».

[2] В соответствии со статьей 102 Устава ООН Договор был зарегистрирован в Секретариате ООН 13 мая 1997 года (свидетельство о регистрации № 41878). См. подробнее: О регистрации Договора о коллективной безопасности в ООН // Сборник нормативных правовых актов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере контроля за оборотом наркотиков. Ч. 1 / под общ. ред. Н.Н. Бордюжи. – Домодедово: ОДКБ, ВИПК МВД России, 2012. – С. 81.

[3] Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (подписан в г. Москве 02 апреля 1999 года) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 37. – Ст. 3700.

[4] Гуриева, Э.Г. Институциональные основы борьбы с терроризмом в рамках Содружества Независимых Государств / Э.Г. Гуриева, А.А. Ковалев // Юрист-международник. – 2004. – № 3.

[5] Устав Организации Договора о коллективной безопасности (принят в г. Кишиневе 07 октября 2002 года) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 3. – Ст. 163.

[6] Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (заключено в г. Кишиневе 07 октября 2002 года) // СПС «Консультант Плюс».

[7] Бордюжа, Н.Н. Организация Договора о коллективной безопасности – надежный инструмент в борьбе с терроризмом на евразийском пространстве / Н.Н. Бордюжа // Международное публичное и частное право. – 2007. – № 3.

[8] Рябцев, А.А. Политика обеспечения коллективной безопасности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков / А.А. Рябцев // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVI международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; СибЮИ ФСКН России. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013. – Ч. 1. – С. 59.

[9] Мелехов, М.Г. Организация договора о коллективной безопасности: коллективные меры, направленные на снижение  наркодавления в Евразийском регионе / М.Г. Мелехов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVI международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; СибЮИ ФСКН России. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013. – Ч.1. – С.51.

[10] Богданов, В. ОДКБ будет бороться с наркотрафиком из Афганистана / В. Богданов // Российская газета. – 2013. – 02 июля.

[11] http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=4868

[12] Мелехов, М.Г. Организация договора о коллективной безопасности: коллективные меры, направленные на снижение наркодавления в Евразийском регионе / М.Г. Мелехов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVI международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; СибЮИ ФСКН России. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013. – Ч.1. – С.47.

[13] Мелехов, М.Г. Организация договора о коллективной безопасности: коллективные меры, направленные на снижение наркодавления в Евразийском регионе / М.Г. Мелехов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVI международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; СибЮИ ФСКН России. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013. – Ч.1. – С.47.

[14] Когда Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) Организации объединённых наций (ООН) в своем докладе за 2008 год признал операцию «Канал» самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику.

[15] Азербайджанской Республики, Исламской Республики Афганистана, Республики Болгарии, Многонационального Государства Боливии, Боливарской Республики Венесуэлы, Федеративной Республики Германии, Исламской Республики Ирана, Королевства Испании, Итальянской Республики, Китайской Народной Республики, Республики Колумбии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Монголии, Республики Никарагуа, Исламской Республики Пакистана, Республики Перу, Республики Польши, Румынии, Сирийской Арабской Республики, Соединенных Штатов Америки, Турецкой Республики, Туркменистана, Украины, Финляндской Республики и Эстонской Республики.

[16] Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ЕАГ), Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств–участников Содружества Независимых Государств (БКБОП СНГ), Комитет глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств–участников Содружества Независимых Государств (КГПП СРТС СНГ), Координационная служба Совета командующих пограничными войсками государств–участников Содружества Независимых Государств (КС СКПВ СНГ)

[17] Белокрылова, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (постатейный) / Е.А. Белокрылова, Е.А. Бевзюк // СПС КонсультантПлюс. 2012.

N.Y. Teteryatnikov
associate professor of state and legal disciplines
candidate of Law Sciences
Siberian legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Krasnoyarsk, Russian Federation
Email: colyambus@yandex.ru
THE INTERNATIONAL LEGAL STATUS AND STRUCTURE OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION (IN THE LIGHT OF COUNTERACTION OF TRANSNATIONAL NARCOCRIME)
Annotation
In the article formation of the CSTO as international regional military-political organization is considered. Its internal structure and also features authorized and auxiliary, primarily coordination, authorities is analyzed.
Keywords
Collective Security Treaty Organization (CSTO), international cooperation, counteraction to the drug threat, anti-drug activities