Личность
Право
Государство

УДК 343.1

М.С. Плетникова
Заместитель начальника кафедры уголовного процесса
кандидат юридических наук
Уральский юридический институт МВД России
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: maka.pletnikova@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ФИКТИВНОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ИЛИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ, А ТАКЖЕ ФИКТИВНОЙ ПОСТАНОВКОЙ НА УЧЕТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА (СТ. СТ. 322.2, 322.3 УК РФ)
Аннотация
Преступления, предусмотренные статьями 322.2, 322.3 УК РФ относятся к сфере нарушения миграционного законодательства. Проверка такой категории материалов осуществляется с учетом норм уголовно-процессуального закона, а также ведомственных нормативных актов. Правоприменитель обязан качественно проводить предварительную проверку, уметь разграничить правонарушение от преступления. В представлен алгоритм проведения проверки на стадии возбуждения уголовного дела по материалам о фиктивной регистрации граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания, а также фиктивной постановке на учет иностранных граждан по месту пребывания, с учетом особенностей рассмотрения преступлений в сфере нарушения миграционного законодательства. Определены документы (копии документов), которые необходимо собрать в ходе предварительной проверки. Обозначены лица, которые должны быть опрошены в ходе проведения проверки. А также указано на сведения, которые необходимо установить в ходе проверки, для того чтобы была возможность принять законное и обоснованное решение в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.
Ключевые слова
Преступления в сфере нарушения миграционного законодательства, фиктивная регистрация граждан, фиктивная регистрация, фиктивная постановка на учет, проверка сообщения о преступлении.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации – ст. ст. 322.2, 322.3. Значительно число авторов обратили внимание на положения данной статьи: Ю.М. Коржаев, П.А. Акименко, М.П. Куадио, С.Н. Шатилович, В.Н. Шиханов и др.[1].

Но при этом у практических работников регулярно возникают проблемы с применением правовых установлений данных норм. И одной из самых распространенных является нарушение юридической технологии.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении в сфере нарушения миграционного законодательства, регламентируется ст. 144 УПК РФ, а также Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736[2]. Поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 322.2, 322.3 УК РФ зачастую выступают сообщения о готовящемся либо выявленном преступлении, иными словами рапорт об обнаружении признаков преступления, поступивший от должностного лица (например, участкового уполномоченного полиции, сотрудника УФМС и т.д.). При осуществлении проверки сообщения о преступлении необходимо учитывать нормы закона о подследственности. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ осуществляется дознавателями в форме дознания.

В ходе проверки сообщения о преступлении, предусмотренного ст. 322.2 и 322.3 УК РФ могут быть проведены следующие процессуальные и следственные действия: получение объяснений; получение образцов для сравнительного исследования; истребование документов и предметов; изъятие их в порядке, установленном УПК РФ; назначение судебной экспертизы; принятие участия в ее производстве и получение заключения эксперта в разумный срок; производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов; освидетельствование; требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов; привлечение к участию в этих действиях специалистов; обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий органу дознания. Материалы проверки сообщения о преступлении должны быть полными и содержать достаточные данные, среди которых первостепенное место занимают материалы (предметы и документы), указывающие на признаки преступления, а также документы, подтверждающие нарушения миграционного законодательства.

 

Проведение проверки по материалам регистрации граждан по месту жительства или по месту пребывания (ст. 322.2 УК РФ)

В первую очередь, при проведении проверки сообщения о преступлении установлению подлежит факт не проживания зарегистрированного гражданина в заявленном им месте жительства. Причины данного факта могут быть различные. Так, например, заранее достигнутая договоренность с собственником (нанимателем), невозможность проживания в жилом помещении в связи с регистрацией в одном помещении большого числа людей, отсутствием элементарных условий проживания и прочее.

С учетом специфики выявления фактов фиктивной регистрации граждан РФ по месту жительства (пребывания), документирование преступления целесообразно осуществлять во взаимодействии с подразделениями территориальных органов ФМС.

Мероприятия по выявлению и документированию фактов фиктивной регистрации граждан РФ по месту жительства (пребывания) осуществляются с соблюдением требований Приказа МВД России от 31 декабря 2017 № 984[3], территориальными органами УФМС и территориальными органами МВД России по муниципальным образованиям государственной функции по контролю за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом МВД России от 24 апреля 2018 г. № 249[4].

При установлении сведений, дающих основание полагать, что зарегистрированные в жилом помещении лица – граждане России, фактически в нем никогда не проживали, принимается решение о проведении проверки соблюдения проверяемым лицом Правил регистрации, о чем выносится соответствующее распоряжение, копия которого под роспись вручается проверяемому лицу. При осуществлении проверки могут применяться средства фото- видео- фиксации. Решение об использовании фото- и (или) видеосъемки принимается руководителем проверки и доводится до участвующих в проверке лиц. При проведении проверки должностные лица правомочны требовать в устной либо письменной форме от проверяемого лица следующие документы:

– паспорт гражданина Российской Федерации;

– свидетельство о регистрации по месту жительства установленной формы;

– свидетельство о регистрации по месту пребывания установленной формы, в котором содержатся сведения о регистрации гражданина по месту пребывания по конкретному адресу;

– документы, подтверждающие право владения, пользования и распоряжения жилым или нежилым помещением.

В случае если по требованию сотрудников, проводящих проверку, документы (их копии) не могут быть представлены ввиду их отсутствия, проверяемое лицо дает сотруднику письменное объяснение о причинах их непредставления.

В случае необходимости изъятия документов составляется акт приема-передачи в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов, передаваемых проверяемым лицом сотрудникам, проводящим проверку, и дата приема-передачи документов. По итогам проверки составляется акт проверки.

При проведении проверки по материалам фиктивной регистрации граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания (ст. 322.2 УК РФ) необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1.       Приобщить к материалам проверки:

– копию распоряжения о проведении проверки;

– копию заявления о регистрации по форме, утвержденной Приказом ФМС России № 984 – 2017;

– копию акта проведении проверки соблюдения гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Если проверка проводилась с использованием фото-, видеосъемки, то с приложением указанных материалов.

– копии документов, подтверждающих факт регистрации гражданина по месту жительства или по месту регистрации;

– выписки из нормативно-правовых документов, нарушения которых были выявлены;

– сведения о том, привлекался ли фиктивно зарегистрированный гражданин или наниматель (собственник) жилого помещении к административной ответственности по ст. 19.15.1. 19.15.2 КоАП РФ, а также сведения о прекращении административного производства по делу и передаче материалов в орган дознания в случае, если в действиях лица содержатся признаки преступления (п. 3 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ)[5].

2. Получить объяснение от нанимателя (собственника) жилого помещения, в котором отразить следующие сведения:

– проживает ли он сам по адресу регистрации, если да, то с кем: если нет, то кто проживает;

– сообщал ли лицам, фактически проживающим в жилом помещении о факте фиктивной регистрации (постановке на учет) в нем гражданина, получал ли их согласие на регистрацию гражданина РФ;

– когда, где и при каких обстоятельствах познакомился с зарегистрированным гражданином: в каких отношениях с ним состоит;

– кто был инициатором фиктивной регистрации (постановки на учет);

– на каких условиях происходила договоренность с регистрируемым (поставленным на учет) гражданином;

– лично или через посредника осуществлялись переговоры, если через посредника, то каким образом осуществлялась передача информации, денежного вознаграждения; заинтересованность посредника в фиктивной регистрации (установить личность и опросить посредника по перечисленным вопросам);

– обстоятельства подачи заявления о регистрации (постановке на учет): когда, где и кому было подано заявление, присутствовал ли собственник (наниматель) при подаче регистрируемым гражданином заявления, проставлял ли подпись в заявлении, получал ли согласие других собственников (пользователей) жилого помещения, если да, то в какой форме выражено их согласие, объяснял ли им, что регистрация будет осуществлена фиктивно и гражданин по регистрируемому адресу проживать не будет;

– срок, на который была осуществлена регистрация (постановка на учет);

– проживал ли фактически гражданин по его адресу;

– какая работа с ним проводилась сотрудниками полиции и территориального органа ФМС, привлекался ли к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ (другим статьям КоАП РФ).

3.     Получить объяснение от фиктивно зарегистрированного гражданина РФ, в котором отразить следующие сведения:

– когда, кем и при каких обстоятельствах зарегистрирован по месту жительства (пребывания);

– цель регистрации (легализация законности его пребывания на территории субъекта РФ свыше 90 суток; устройство на работу, получение страхового медицинского полиса, др.);

– когда, где и при каких обстоятельствах познакомился с собственником (нанимателем) жилого помещения; в каких отношениях с ним состоит;

– кто был инициатором фиктивной регистрации;

– на каких условиях происходила договоренность с собственником (нанимателем) жилого помещения;

– лично или через посредника осуществлялись переговоры; если через посредника, то каким образом осуществлялась передача информации, денежного вознаграждения; заинтересованность посредника в фиктивной регистрации;

– обстоятельства подачи заявления о регистрации (постановке на учет): когда, где и кому было подано заявление, присутствовал ли собственник (наниматель) при подаче регистрируемым гражданином заявления, проставлял ли подпись в заявлении, получал ли согласие других собственников (пользователей) жилого помещения, если да, то в какой форме выражено их согласие;

– срок, на который была осуществлена регистрация (постановка на учет);

– проживал ли он фактически по месту регистрации;

– какая работа с ним проводилась сотрудниками полиции и территориального органа УФМС, привлекался ли к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ или другим статьям КоАП РФ.

4.          Получить объяснения жильцов квартиры, дома или иного жилого помещения, в котором обязательно должно быть отражено:

– на каком основании проживают в жилом помещении (право собственности, договор социального или коммерческого найма, право члена семьи собственника на пользование жилым помещением);

– кто зарегистрирован в жилом помещении, в котором они проживают;

– знают ли они, что по месту их жительства фиктивно зарегистрированы иные граждане, давали ли они свое согласие на регистрацию, если да, то в какой форме выражено это согласие (устно, письменно, нотариально удостоверено);

– было ли им известно (от кого, от самого гражданина или от собственника (нанимателя)), что регистрируемый гражданин фактически проживать в жилом помещении не будет.

5.   Получить объяснения от соседей, по известным им обстоятельствам фиктивной регистрации гражданина РФ по месту жительства или по месту пребывания.

6.   Получить объяснение должностного лица, ответственного за регистрацию, в котором отразить:

– кто является собственником жилого помещения, в котором осуществлена фиктивная регистрация, кто зарегистрирован в этом адресе, когда и кем;

– кто, когда и при каких обстоятельствах обратился к нему с заявлением о регистрации, какие документы при этом предоставил;

– присутствовал ли собственник наниматель жилого помещения при подаче заявления или же регистрируемый гражданин принес заявление, уже подписанное собственником (нанимателем);

– имели ли место сомнения в законности производимой регистрации, если да, то по какой причине;

– когда и в каких документах зафиксирован факт регистрации гражданина по месту жительства (пребывания);

– снят ли в настоящее время гражданин с регистрационного учета, если да, то на каком основании.

7. Получить объяснение сотрудника (полиции или миграционной службы) выявившего факт фиктивной регистрации по месту жительства или по месту пребывании, в котором отразить следующие сведения:

– должность и полное название правоохранительного органа, в котором работает сотрудник, принимавший участие в проверке факта незаконной миграции, его специальное звание, фамилия, имя, отчество;

– в связи с чем производилась проверка (источник информации, при исполнении непосредственных функциональных обязанностей и т.д.) или на основании какого документа (приобщить этот документ);

– о всех должностных лицах, принимавших участие в проверке, с указанием их данных, места работы, должности;

– процедура регистрации граждан РФ;

– когда и где проведена проверка, с точным указанием адресов и времени проведения;

– каким образом выявлен факт фиктивной регистрации;

– какие конкретно выявлены нарушения требований законов в области регистрационного учета, с отражением этих нормативно-правовых актов;

– какая работа проведена с собственником (нанимателем) жилого помещения, а также с зарегистрированным гражданином РФ (доставлялись ли в отдел полиции, составлялись ли административные протоколы, получалось ли объяснение и т.д.).

8. При наличии основания принять решение о возбуждении уголовного дела.

Решение о возбуждении уголовного дела принимается дознавателем с учетом подследственности и положений ч. 3 ст. 150 и ст. 151 УПК РФ.

 

Мероприятия по выявлению факта фиктивной постановки на учет иностранного гражданина

Мероприятия по выявлению факта фиктивной постановки на учет иностранного гражданина осуществляются в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства, утвержденного Приказом МВД России от 24 апреля 2018 г. № 249.

Основным способом фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания является направление принимающей стороной посредством почтовых отправлений уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, содержащего в себе недостоверную информацию о месте его пребывания и без намерения предоставлять указанному лицу жилое помещение для проживания в нем.

Успешное расследование уголовных дел рассматриваемой категории во многом определяет качество и полнота собранных сведений, фиксирующих факт не проживания иностранных граждан по месту регистрации. С этой целью проводится совместная выездная проверка, проводимая сотрудниками УФМС и полиции, с составлением соответствующего акта. В рамках этой проверки обязательным является опрос жильцов квартиры (дома, иного жилого помещения), опрос соседей, которые могут дать пояснения, по факту не проживания иностранных граждан по месту регистрации. Объяснение лица, выступившего в качестве принимающей стороны, должно быть содержательным и отражать конкретные обстоятельства произошедшего, начиная с того, кто и когда к нему обращался за помощью в постановке на учет и, заканчивая тем, в каком почтовом отделении, когда и в чьем присутствии были заполнены и отправлены уведомления.

Факт заполнения и отправки уведомлений о прибытии должен подтверждаться опросом сотрудника почтового отделения об обстоятельствах заполнения и отправления уведомлений о прибытии. Весомое доказательственное значение имеют свидетельские показания иностранных граждан, фиктивно поставленных на учет по месту пребывания. Кроме того, в ходе проверки необходимо разрешить вопрос о наличии или отсутствии в действиях иностранных граждан признаков административного правонарушения в сфере миграционного законодательства.

При проведении проверки по материалам о фиктивной постановке на учет иностранных граждан по месту пребывания (ст. 322.3 УК РФ), необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1.       Приобщить, к материалам проверки:

– копию распоряжения о проведении проверки;

– копию акта проведения проверки соблюдения законодательства о миграционном учете. Если проверка проводилась с использованием фото-. видеосъемки, то с приложением указанных материалов;

– копию уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, копии его паспорта и миграционной карты;

– выписки из нормативно-правовых документов, нарушения которых были выявлены;

– сведения о том, привлекался ли иностранный гражданин или собственник (наниматель) к административной ответственности по ст. 19.27 КоАП, а также сведения о прекращении административного производства по делу и передаче материалов и орган дознания в случае, если в действиях лица содержатся признаки преступления (п. 3 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ):

– копии постановлений суда о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности за нарушение режима пребывания (ст. 18.8 КоАП РФ), незаконной трудовой деятельности (ст. 18.10 КоАП РФ), предоставлении при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений или подложных документов (ст. 19.27 КоАП РФ), по иным статьям КоАП РФ.

2.      Получить объяснения сотрудников миграционной службы и полиции, выявивших факт фиктивной постановки иностранного гражданина на миграционный учет, в которых отразить следующие сведения:

– должность и полное название правоохранительного органа, в котором работает сотрудник, принимавший участие в проверке факта незаконной миграции, его специальное звание и фамилию, имя отчество;

– в связи с чем производилась проверка (источник информации, при исполнении непосредственных функциональных обязанностей и т.д.) или на основании какого документа (приобщить тот документ);

– о всех должностных лицах, принимавших участие в проверке, с указанием их данных;

– когда и где проведена проверка, с точным указанием адресов и времени проведения;

– процедура постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания;

– обстоятельства выявления факта фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания;

– какие конкретно выявлены нарушения требований законов в области миграции, с отражением этих нормативно-правовых актов и в чем это выразилось;

– какая работа проводится и была проведена с конкретным иностранным гражданином, поставленным на учёт в данном адресе, привлекался ли он к административной ответственности по части первой ст. 19.27 КоАП РФ, иным статьям КоАП РФ;

– какая работа проводится и была проведена с лицом, фиктивно поставившим на учет иностранных граждан в данном адресе, привлекалось ли оно к административной ответственности по части второй ст. 19.27 КоАП РФ, иным статьям КоАП РФ.

3. Получить, объяснение от иностранного гражданина, фиктивно поставленного на учет, в объяснении отразить следующие сведения:

– когда, с какой целью приехал на территорию субъекта РФ, по каким адресам и каким способом был поставлен на учет по месту пребывания, где и с кем фактически проживает;

– сколько времени находится на территории РФ, чем занимался за время пребывания;

– когда и где оформлялись документы для въезда на территорию РФ, в том числе виза (при необходимости), в какие органы обращался;

– оказывалось ли содействие по въезду в страну, если да, то в чём именно оно выражалось и кем оказывалось;

– при каких обстоятельствах познакомился в собственником (нанимателем) жилого помещения, осуществившим фиктивную постановку на учет; от кого стало известно, что конкретное лицо оказывает услуги по заполнению и почтовому отправлению уведомлений;

– когда познакомился с этим лицом (или вообще не знаком и никогда не видел), имелись ли лица, посредством которых состоялось знакомство. в чём выражалось такое посредничество;

– на каких условиях состоялась договорённость о регистрации (денежная сумма, спиртное, услуги, дружеские отношения);

– кому передавал копии паспорта, миграционной карты;

– приходил ли лично на почту (адрес, дата), присутствовал ли при заполнении уведомлений (кто именно их заполнял, ставил подпись);

– при каких обстоятельствах получил корешок уведомления;

– проживал ли фактически по адресу, указанному в уведомлении;

– какая работа с ним проводилась сотрудниками полиции и миграционной службы, привлекался ли к административной ответственности по части первой ст. 19.27 КоАП РФ.

4. Получить объяснение от лица, выступившего в качестве принимающей стороны и осуществившего фиктивную постановку на учет иностранного гражданина, в объяснении отразить следующие сведения:

– статус жилого помещения, по адресу которого осуществлена фиктивная постановка на учет;

– кто зарегистрирован и кто фактически проживает по данному адресу; знают ли жильцы о лицах, фиктивно поставленных на учет по месту их жительства;

– когда, где и при каких обстоятельствах познакомимся с иностранным гражданином, в каких отношениях с ними находится (имелись ли посредники между ним и иностранным гражданином по фиктивной постановке на учет);

– на каких условиях осуществлена фиктивная постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания (денежная сумма, на что впоследствии потратил);

– когда и при каких обстоятельствах возник умысел на составление уведомлений, кто разъяснил ему порядок заполнения и почтового отправления уведомлений;

– кто передавал ему копии паспорта, миграционной карты иностранных граждан;

– когда приходил на почту (даты и адреса почтовых отделений), кто присутствовал при заполнении уведомлений, при каких обстоятельствах заполнялись уведомления, оплачивались почтовые услуги;

– заполнял ли собственноручно бланк полностью (если нет, то кто именно заполнял) или только ставил свою подпись;

– кому именно отдавал корешок уведомления, при каких обстоятельствах;

– проживал ли фактически иностранный гражданин в жилом помещении, по адресу постановки на учет;

– какая работа с ним проводилась сотрудниками полиции и миграционной службы, привлекался ли к административной ответственности по части второй ст. 19.27 КоАП РФ, иным статьям КоАП РФ.

5.   Получить, объяснения соседей, подтверждающих или опровергающих факты фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания, указанному в уведомлении о прибытии.

6.   Получить объяснения работников почтовых отделений, об обстоятельствах получения уведомлений и их отправки в ФМС:

– какую должность занимает, что входит в его обязанности;

– каков порядок приёма и отправки уведомлений (необходимый комплект документов, личное присутствие гражданина, оплата почтовых услуг на конкретную сумму);

– кто именно проверял правильность заполнения уведомлений;

– когда, куда и какие уведомления (являющиеся предметом проверки) были отправлены;

– могут ли описать лицо, отправлявшее конкретные уведомления в конкретный день, знают ли это лицо.

7.        Приобщить к материалу проверки сопроводительное письмо о выявленном факте фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания.

Решение о возбуждении уголовного дела принимается следователем (дознавателем) с учетом подследственности и положений ч. 3 ст. 150 и ст. 151 УПК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенный алгоритм проверки сообщения о преступлении, предусмотренного ст. 322.2, 322.3 УК РФ позволит скоординировать деятельность правоприменителя и организовать качественную предварительную проверку на стадии возбуждения уголовного дела.



[1] Коржаев Ю.М. Некоторые проблемные вопросы квалификации деяния, предусмотренного частью 2 статьи 322 УК РФ // Черные дыры в Российском законодательстве. 2013. № 5. С. 71-73; Акименко П.А. Уголовно-правовая характеристика места совершения преступления, предусмотренного статьей 3222 УК РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 5 (55). С. 112-117;Куадио М.П. Проблемы правоприменительной практики ст.322.3 УК РФ // Уголовное законодательство России: основные проблемы применения и направления совершенствования. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Махачкала. 2019. С. 90-92; Шатилович С.Н. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 322.2 и 322.3 УК РФ // Стратегия противодействия преступлениям, подследственным органам дознания, как элемент обеспечения общественной безопасности. Сборник научных трудов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России. 2019. С. 227-232; Шиханов В.Н. Субъект преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ // Уголовное право. 2020. № 2. С. 116-124.

[2]Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

[3] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2017 № 984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

[4] Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ: приказ МВД России от 24 апреля 2018 г. № 249 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

[5] Статья 322.2 УК РФ не содержит нормы об административной преюдиции. поэтому привлечение лица к уголовной ответственности после факта привлечения к административной ответственности по ст.ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ и тe же действия, равно как и многократное совершение аналогичных административных правонарушений, не может образовывать состава преступления.

M.S. Pletnikova
deputy chief of the department of criminal trial
candidate of Law Sciences
Ural legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Yekaterinburg, Russian Federation
Email: maka.pletnikova@mail.ru
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF VERIFICATION OF REPORTS OF CRIMES RELATED TO FALSE REGISTRATION OF CITIZENS AT THE PLACE OF RESIDENCE OR AT THE PLACE OF RESIDENCE, AS WELL AS FICTITIOUS REGISTRATION ON THE REGISTRATION OF A FOREIGN CITIZEN (ST. ST. 322.2, 322.3 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)
Annotation
The crimes provided for by Articles 322.2, 322.3 of the Criminal Code of the Russian Federation are related to the violation of migration legislation. Verification of such a category of materials is carried out taking into account the norms of the criminal procedure law, as well as departmental regulations. The law enforcement officer is obliged to carry out a preliminary check with high quality, to be able to distinguish an offense from a crime. The algorithm for conducting a check at the stage of initiating a criminal case based on materials on fictitious registration of citizens of the Russian Federation at the place of residence or at the place of stay, as well as fictitious registration of foreign citizens at the place of stay, taking into account the peculiarities of considering crimes in the field of violation of migration legislation. The documents (copies of documents) that need to be collected during the preliminary check have been identified. The persons who should be interviewed during the inspection are designated. And also indicated the information that must be established during the audit in order to be able to make a lawful and informed decision in accordance with Art. 144, 145 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.
Keywords
Crimes in the field of violation of migration legislation, fictitious registration of citizens, fictitious registration, fictitious registration, verification of a crime report.