Личность
Право
Государство

УДК 343.9

С.В. Екимцев
Преподаватель кафедры ОРД ОВД
Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова
Орел, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты розыскной деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова
Розыскная деятельность, банковская тайна, врачебная тайна, розыск, без вести пропавшие.

В соответствии Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач, стоящих перед оперативными подразделениями ОВД, является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших[1].

Розыскная деятельность достаточно специфична и многогранна, поэтому ее правовые аспекты также носят множественный, специфичный и достаточно разнообразный характер. Розыскная деятельность – это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах комплексная система организационных, профилактических, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел, направленных на обеспечение розыска скрывшихся преступников, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых граждан, а также на выявление и устранение условий, способствующих длительному укрывательству (пребыванию) разыскиваемых на обслуживаемой территории»[2].

Розыскная деятельность основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами различных уровней. В розыскной деятельности органов внутренних дел сохраняется целый ряд не устраненных проблем, связанных с необходимостью изменения и совершенствования правового обеспечения розыска и установления местонахождения различных категорий граждан. Розыск без вести пропавших лиц и преступников, является важным направлением розыскной деятельности и требует более детальной регламентации.

Розыскная деятельность основывается на Конституции РФ, которая провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[3].

Как следует из Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ограничение отдельных прав граждан в процессе розыскной деятельности  преследует публичные интересы – защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Вышеуказанный Федеральный закон, на наш взгляд, неоправданно мало внимания уделяет проблемам ограничения прав и свобод разыскиваемых лиц, а также пределам и условиям этих ограничений.

Примером может быть п.1ст.23 Конституции РФ – каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Казалось бы, данное право прописано однозначно, и его соблюдение не должно вызвать проблем в розыскной деятельности. Однако, в ситуации, когда лицо пропало без вести, для скорейшего выяснения всех обстоятельств его исчезновения и установления его местонахождения, сотрудникам розыскных подразделений необходимы как раз сведения о частной жизни лица, личной, либо иного вида тайны. И, таким образом, в сложившейся ситуации вступают в противоречие требования закона и необходимость практики.

Статья 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну[4]. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Таким образом, сотрудники правоохранительных органов до момента возбуждения уголовного дела не имеют возможности получать сведения, составляющие врачебную тайну.

Также у сотрудников правоохранительных органов нередко возникают проблемы получения сведений составляющих банковскую тайну уже в стадии рассмотрения материала проверки по факту безвестного исчезновения. Так, для того что бы получить сведения о признаках совершения преступления в отношении разыскиваемого[5], возникает необходимость проверить последние операции данного лица по счетам в финансовых и кредитных учреждениях. А именно получение пенсии, снятие денежных средств со счетов и т.д. Однако, справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[6]. Между тем, в случаях, когда есть основания считать, что в отношении лица совершено преступление, даже сутки ожидания подобной информации могут привести к смерти без вести пропавшего лица, либо даст дополнительное время преступникам скрыться и уничтожить следы преступления.

Не редкостью являются отказы судов в предоставлении права на проведение оперативно-технических мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина по делам в отношении пропавших без вести. Суды в данном случае аргументируют свой отказ ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и отсутствием возбужденного по факту безвестного исчезновения лица уголовного дела. Однако, на практике возникают случаи, когда убийство лица тщательно замаскировано под безвестное исчезновение, и доказать это без проведения оперативно-розыскных мероприятий, санкционируемых судом, весьма затруднительно.

Одним из направлений по совершенствованию правовой базы розыска без вести пропавших лиц мы предлагаем внести изменения в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и дополнить нормой, допускающей ограничение в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий конституционных прав человека и гражданина, а также прав на врачебную и банковскую тайну на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Отсутствие такого условия ограничивает субъектов розыска в проведении всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, установлении истинных причин безвестного отсутствия лиц, факта совершения в отношении разыскиваемого лица преступления.

Данная статья является лишь краткой иллюстрацией, показывающей актуальность изучения и разрешения проблем розыскной деятельности ОВД.

 



[1] Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения  – 05 октября 2017 г.).

[2] Буряков Е.В. Оперативно-розыскное учение о розыске [Электронный ресурс]: монография/ Буряков Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Омск: Омская академия МВД России, 2011. – 192 c. // URL: http://www.iprbookshop.ru/36036 (дата обращения  – 05 октября 2017 г.).

[3] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения  – 05 октября 2017 г.).

[4] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения  – 05 октября 2017 г.).

[5] Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации от 16.01.2015 № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц // СТРАС «Юрист».

[6] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения  – 05 октября 2017 г.).

V.V. Ekimtsev
Lecturer of the Chair of Crime Detection of the Organs of Internal Affairs
Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov
Orel, Russian Federation
FEATURES OF SEARCH ACTIVITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
Annotation
This article discusses some aspects of the investigative activity of internal Affairs bodies.
Keywords
Investigations, Bank secrecy, medical secrecy, wanted, missing.