Личность
Право
Государство

УДК 343.9

В.Н. Чаплыгина
Доцент кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД
кандидат юридических наук, доцент
Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова
Орел, Российская Федерация
Email: victory-75@yandex.ru
РАССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация
В статье обращено внимание на особенности расследования преступлений связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений. Особое внимание уделено соотнесению требований криминалистической науки и уголовно-процессуального законодательства.
Ключевые слова
Преступление, вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, особенности расследования.

В настоящее время большую обеспокоенность вызывает проблема вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, примером чему может служить контраст соотношения общего количества зарегистрированных преступлений и количества осужденных лиц по ст. 150 УК РФ. К сожалению, статистические данные неумолимо утверждают, что «… вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления составляет в год в среднем около 32% среди преступлений против семьи и несовершеннолетних. Большинство – это вовлечение несовершеннолетних в совершение различного рода хищений, в основном краж, на их долю выпадает около 70% преступлений. Чаще в совершение преступлений вовлекаются несовершеннолетние мужского пола – 92%, женского – 8%»[1].

Такая пугающая статистика дает нам основание полагать, что бороться с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность необходимо через призму активного изучения криминальных ситуаций, в которых оказываются несовершеннолетние для вскрытия не только причин и условий, способствующих их совершению, но и для разработки мер по их устранению. Полагаем, что для этого необходима разработка отдельных методик предварительного расследования и судебного разбирательств вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день внимание разработке таких методик уделили внимание лишь И.А. Макаренко, А.И. Долгова, Г.М. Миньковский[2].

Безусловно, не остаются в стороне и Управление по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, разрабатывающие собственные методические рекомендации, готовящие обзоры и информационные письма, методические памятки о результатах обобщения прокурорско-следственной и судебной практики по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, отражая в них положительный опыт и просчеты следствия. Уделяя внимание источнику получения информации о совершении и расследовании данного вида преступлений, отметим, что вышеописанные источники могут служить теоретической и практической основой в построении методов их предупреждения, раскрытия и расследования.

Однако отметим существование некоторых проблем, возникающих при расследовании вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных противоправных действий.

1. Криминалистическая методика расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления относится к частной методике расследования и базируется на общих положениях и принципах криминалистической методики расследования любых преступлений, закрепленных в Особенной части УК РФ[3]. В этом можно усмотреть выполнение прогностической функции науки криминалистики, ее общие рекомендации по расследованию адаптированы в целом к тем способам и составам преступлений, которые законодатель будет принимать в будущем. Полагаем, что говорить о достаточности этих общих рекомендаций будет неоправданно, в связи с тем, что и действующие составы преступлений, и вновь введенные отличаются друг от друга специфическими следственными ситуациями предварительного и судебного следствия. Именно поэтому необходима разработка такой частной методики расследования вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, которая бы полностью отвечала потребностям практики.

2. Методика расследования несовершеннолетних в совершение преступления является видовой в связи с тем, что в качестве основания классификации данной методики лежит вид преступления (ст. 150 УК РФ).

3. Методика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений также может быть как полноструктурной, так и усеченной. Целью полноструктурной методики расследования является разработка закономерностей целостного движения уголовно-значимой информации и доказательств по делу методических рекомендаций, начиная от проверки поступивших заявлений, сообщений с признаками данного преступления до постановления по уголовному делу обвинительного приговора[4]. Таким образом, составными частями данной методики являются методики предварительной проверки материалов, предварительного следствия и судебного разбирательства.

Формирование усеченной методики раскрытия данных преступлений имеет своей целью разработку методических рекомендаций, имеющих  этапное значение для расследования, например, следующие частные методики расследования: предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях; первоначальный этап расследования; установление алиби, инсценировок и др.[5]

4. Необходимо помнить, что в зависимости от того, достиг ли подросток возраста уголовной ответственности и совершил ли он конкретно уголовно наказуемое деяние, в совершение которого был вовлечен, будут варьироваться особенности методики расследования данного вида преступления. Причем необходимо помнить, что в случае совершения конкретного уголовно-наказуемого деяния, в совершение которого был вовлечен несовершеннолетний, именно этим лицом, все следственные действия с ним должны проводиться с учетом требований УПК РФ через призму гарантий его права на защиту как подозреваемого.

5. Преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ, возбуждается и расследуется, как правило, в рамках уже возбужденного уголовного дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетним в группе со взрослым соучастником. Распространенной следственной ошибкой при расследовании данной категории дел является та, при которой предпочтение отдается основным составам преступления, в то время как сбор доказательств виновности взрослых лиц в совершении преступлений, сводится к минимуму[6]. Данный факт зачастую вызывает определенные трудности в получении и закреплении доказательств, связанных с проведением как судебно-медицинских, так и психиатрических экспертиз.

Полагаем, что при назначении судебно-психологической экспертизы необходимо учитывать сложившуюся следственную ситуацию. Кроме того, эта экспертиза призвана установить индивидуальные психологические особенности личности подростка, его ролевое значение в группе лиц, степень его интеллектуального развития, эмоциональную и волевые сферы. С учетом других материалов дела выводы психологической экспертизы позволяют достаточно достоверно установить истинную роль несовершеннолетнего в исследовании того или иного события.

При установлении фактов физического насилия в отношении несовершеннолетнего не всегда имеется возможность их фиксации средствами судебно-медицинской экспертизы, особенно это происходит в том случае, когда несовершеннолетний, на которого было оказано физическое воздействие, не обращался за помощью в медицинское учреждение[7]. В данном случает можно говорить об утрате возможности проведения по уголовному делу судебно-медицинской экспертизы, что влечет за собой исчезновение одного из наиболее важных доказательств оказанного физического воздействия на подростка при вовлечении его в совершение преступления.

По причине отсутствия документального подтверждения факта насилия органам предварительного расследования следует рекомендовать уже на первоначальном этапе расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в соучастии со взрослыми лицами, выяснять роль взрослых соучастников, характер взаимоотношений с несовершеннолетними, имело ли место вовлечение подростков в совершение преступления[8]. При установлении фактов физического насилия необходимо незамедлительно назначать судебно-медицинскую экспертизу. Действуя в рамках возбужденного уголовного дела, следователь должен прилагать много усилий, чтобы обнаружить необходимые документы о причинении вреда здоровью несовершеннолетнего.

При этом органы предварительного следствия должны преследовать здравый смысл в осуществлении уголовного преследования вовлекателя, чтобы не выйти за рамки ч. 2 ст. 6 УПК РФ, устанавливающей обязанность органов государственного уголовного преследования одинаково стремиться как к установлению виновного, так и к освобождению от уголовной ответственности невиновного. Поэтому в данном случае при назначении судебно-медицинской экспертизы живого лица необходимо иметь в виду, что у несовершеннолетних могут иметься телесные повреждения не связанные с событием преступления, хотя потерпевшие могут утверждать, что они есть результат именно действий виновного при вовлечении их в совершение преступления. В данном случае следователю необходимо поставить перед экспертом вопросы о давности возникновения повреждения и механизме причинения травмы[9].

Наиболее сложными видами экспертиз по указанной категории уголовных дел являются судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы, которые должны назначаться не только в отношении виновных лиц, но и свидетелей и потерпевших, когда возникают сомнения в их способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. Следственная практика указывает на то, что  наибольшие сложности возникают при определении вида экспертизы, формулировании вопросов, выносимых на разрешение эксперта, а также при оценке выводов заключения эксперта. Так, при назначении судебно-психологической экспертизы следователю необходимо поставить на разрешение экспертов вопросы, связанные с возможным наличием у несовершеннолетнего признаков поведения, не связанных с психическими заболеваниями, отставанием в психическом развитии и в чем конкретно это выражается[10].

Основной же задачей судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления, является определение психического состояния несовершеннолетних свидетелей и потерпевших и заключение о способности их правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела.

6. Необходимо помнить, что доказательственная информация о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления может быть получена из анализа данных следственного осмотра, в частности следы, изъятые с места происшествия обычно свидетельствуют о более активной роли взрослого вовлекателя, что в совокупности с иными доказательствами бывает положено в основу его обвинения по ст. 150 УК РФ. Подобные сведения по уголовному делу могут быть получены и в результате освидетельствования[11].

По верному утверждению С.А. Синенко «…при производстве предъявления для опознания взрослого лица, необходимо делать упор на возможность производства данного следственного действия в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ)»[12]. Однако наиболее часто встречающимися жалобами со стороны следователей являются жалобы на отсутствие и неприспособленность помещений для проведения этого вида предъявления для опознания. Нам думается, что в таких случаях данное следственное действие вполне возможно произвести при расположении опознающего вместе с понятыми в салоне автомашины с тонированными стеклами.

Резюмируя сказанное, отметим, что дела о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, к сожалению, отнюдь не редкое явление в следственной практике. Именно поэтому они требуют к себе ответственного отношения в расследовании и недопущение следственных ошибок, которые нельзя впоследствии оправдать дефицитом времени во время проведения расследования и сложностью доказывания.

 



[1] Нарожняя О.В. Особенности квалификации преступлений в отношении семьи и несовершеннолетних детей по действующему законодательству Российской Федерации. // Российский следователь. 2008. № 20. С. 4.

[2] Гуковский Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юрид. литература, 1974. с. 232

[3] Флоря Д.Ф. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений: дисс…к.ю.н. М., 2002. С. 102

[4] Сопов Д.В., Флоря Д.Ф. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты борьбы с преступлениями несовершеннолетних: Монография. Орел: ОрЮИ МВД РФ, 2008. С. 34

[5] Гавло В.К. Общие положения криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений: Криминалистика: Учеб. / Под ред. Л. Я. Драпкина, В. Н. Карагодина. М.: Юрид. литература, 2004. С. 444

[6] Щербакова Л.Ю., Чаплыгина В.Н. Реализация законным представителем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и потерпевших (в порядке постановки проблемы) // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью». Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 383.

[7] Сретенцев А.Н. Некоторые проблемы использования специальных познаний при расследовании преступлений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2015. № 3 (64). С. 106.

[8] Адигамова Г.З., Кудрявцева О.Г. Особенности участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве России. Учебное пособие. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2008. С. 43

[9] Васюков В.Ф. К вопросу о производстве следственных действий // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2014. № 3 (60). С. 21-23.

[10] Калюжный А.Н. Предварительная проверка сообщений о преступлениях: понятие и этапы производства. // Юридическая наука. 2013. № 1. С. 60-62.

[11] Сретенцев А.Н., Морозова Н.В. Проблемные вопросы производства освидетельствования // Сборник статей Межведомственного круглого стола и Всероссийского круглого стола «Обеспечение прав и законных интересов граждан в деятельности органов предварительного расследования» Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 227.

[12] Синенко С.А. Некоторые проблемы предъявления для опознания живого лица // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современное уголовно-процессуальное право России - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования» 2015. С. 309.

V.N. Chaplygina
Associate professor of criminalistics and preliminary investigation in Department of Internal Affairs
candidate of Law Sciences, associate Professor
Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov
Oryol, Russian Federation
Email: victory-75@yandex.ru
INVESTIGATION OF INVOLVEMENT OF MINORS IN COMMISSION OF CRIME: THEORETICAL BASES AND PRACTICAL FEATURES
Annotation
In the article the attention to features of investigation of crimes connected with involvement of the minors in commission of crimes is paid. Special attention is paid to correlation of requirements of criminalistic science and the criminal procedure legislation.
Keywords
Crime, the involvement of minors in the commission of crimes, especially the investigation.