Личность
Право
Государство

УДК 34.09

Н.А. Мехренцева
доцент кафедры судебной деятельности
кандидат юридических наук, доцент
Уральский государственный юридический университет
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: polya.popova2014@yandex.ru
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ОТ РЕВОЛЮЦИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация
В статье дается анализ развития советского (российского) законодательства о судоустройстве, начиная от Декрета о суде № 1 24 ноября 1917 г. по настоящее время. Отмечается множественность нормативных актов, регулирующих построение судебной системы, её непрерывное реформирование в соответствии с общественными и государственными интересами. Подведены некоторые итоги реализации Концепции судебно-правовой реформы в России 1991 г. Рассмотрены некоторые особенности построения судебных органов в федеративном государстве.
Ключевые слова
Судебная система, судебная реформа, судебный федерализм.

В 2017 г. вольно или невольно подводились итоги развития самых разных сфер организации и функционирования государственной машины нашей страны.

Как известно, большое видится на расстоянии. Мы живем в другую эпоху, в другом государстве, в другой правовой системе, но многие вопросы по-прежнему ждут своих ответов. Так, спустя столетие после Октябрьских событий 1917 г., нет общих выводов и единой точки зрения по многим позициям о месте суда в системе органов государственной власти, о категориях судебной власти, судебной системы, правосудия, правоохранительной деятельности и т.п.

Наука российского судоустройства развивается как часть единой российской юридической науки, но имеет свой удельный вес, известную обособленность и самостоятельность. Эта «малая планета» не появилась в одночасье в 90-е г.г. XX в. с распадом одного государства и возникновением другого, но получила новый импульс к развитию именно в период отказа от советской доктрины социалистического суда и правосудия.

В год столетия Октябрьской революции остановимся на некоторых существенных этапах развития российского (советского) судоустройства, проанализируем произведенные трансформации и сделаем попытку оценить предлагаемый сегодня вектор движения нашего государства в данной области.

Возьмем две крайние точки – Декрет о суде № 1 1917 г. и год 2018, когда нашу судебную систему ожидает очередные революционные изменения.

Итак, общеизвестно, что Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.[1] была упразднена вся старая судебная система царской Российской империи (окружные суды, судебные палаты, Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные, морские, коммерческие суды). Был упразднен суд присяжных заседателей и апелляционный порядок обжалования судебных постановлений.

Советское судоустройство формировалось и развивалось на основе отрицания предыдущей, буржуазной по своей сущности государственности. В основе этого отрицания лежал тезис о том, что суд был аппаратом угнетения трудящихся и аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформирование судебных учреждений, а абсолютное их уничтожение, сметение до основания. Это и стало главной тенденцией и вектором развития отечественной судебной системы данного периода. Реформаторская деятельность в это время характеризуется крайней радикальностью, впрочем, поддерживаемой на волне революционного ража большинством населения.

Основой преобразования стала классовость. Долгое время, существовавшее фактическое и формально-юридическое неравенство субъектов, принадлежавших к разным сословиям, вызывало ненависть и отторжение, но привело в свою очередь к другому неравенству – преследованиям по классовому принципу – дворянства, интеллигенции, купечества, представителей церкви.

В страшном судоустройственном и судопроизводственном хаосе первых лет советской власти и первых декретов о суде[2] все же сохраняются осколки старой судебной системы – мировые судьи и съезды мировых судей, хотя их действие формально приостанавливалось.

Картина судоустройства очень пестрая: «останки» мировой юстиции, местные народные суды, революционные трибуналы, следственные комиссии, комиссии для несовершеннолетних, трибуналы печати, чрезвычайные комиссии, в том числе ВЧК (образованно 17.02.1919 г.), рабочие дисциплинарные товарищеские суды, революционные железнодорожные трибуналы. Некоторые органы фактически созданы не были (областные суды и Верховный судебный контроль по Декрету о суде № 2)[3].

В кавказских республиках и Средней Азии наряду с новыми советскими судами действовали шариатские суды, существование которых должно было способствовать укреплению доверия к Советской власти[4] .

При вынесении решений приговоров суды могли пользоваться законами свергнутых правительств, если они не противоречили «революционной совести и революционному правосознанию».

Обращает на себя внимание стилистика названий того времени: «народные суды», «народные судьи», «чрезвычайные комиссии», трибуналы всех мастей.

Великий русский писатель Иван Бунин в «Окаянных днях» пишет, что от таких слов, как «революционный трибунал» ощущается боль в сердце. И почему именно трибунал, а не просто суд? Всё потому что под защитой таких священно-революционных слов можно смело шагать «по колено в крови»[5].

Напротив, А.В. Луначарский, нарком просвещения в статье «Революция и суд» подчеркивает, что «революции для того и совершаются, чтобы создать новое право. Победоносный народ должен немедленно приступить к созданию новых судов, вначале ощупью, руководствуясь своей революционной совестью, постепенно выкристаллизовывая новые прекрасные и прочные формы истинно народного суда»[6].

В условиях ожесточенной классовой борьбы, отрицания всех форм старого судоустройства и судопроизводства, именно первые декреты о суде заложили основы советской судебной системы и закрепили основные принципы социалистического правосудия: осуществления правосудия только судом, выборности судей, участия народных заседателей в отправлении правосудия, обеспечение права на защиту и др.

Эклектичность судебных органов их большое количество, множественность полномочий обусловили необходимость проведения судебной реформы 1922 г., которая началась с принятия «Положения о судоустройстве РСФСР» 31октября 1922 г.[7]

Известный современному законодателю принцип единства судебной системы проявился в создании народного суда в составе постоянного народного судьи, народного суда в составе народного судьи и двух народных заседателей, губернского суда, Верховного Суда и его коллегий. Кроме того в качестве специальных судов действовали военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельных комиссий, компетенция которых была строго ограничена.

Следует отметить, что изменения в судебной системе были связаны с началом экономического районирования и новым административно-территориальным делением страны: в 1924 г. был создан Уральский областной суд, а 1925 г. – Северо-Кавказский и Сибирский краевые суды[8].

Огромное значение для развития судебной системы имело принятие Положения «О Верховном Суде СССР» от 23 ноября 1923 г. и Конституции СССР 1924 г., в которой отдельная глава была посвящена высшему судебному органу нового государства[9]. Так начинается новый период развития судоустройства, связанный с созданием СССР.

Заметим, что на протяжение всей истории советского государства, законодатель непрерывно реформировал судебные учреждения. Судебная система, являющаяся во многих государствах некой константой, претерпевала изменения каждые несколько лет.

Перечислим лишь некоторые базовые нормативные судоустройственные судебные акты: Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. (создавались народный суд, губернский суд, Верховный Суд СССР); Положение «О судоустройстве РСФСР» от 19 ноября 1926 г. (взамен губернских судов образовывались краевые и областные суды); Положение «О Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР» 1933 г. (соединялись функции высшего суда и высшего органа надзора за законностью); Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (подразделил все суды государства на общесоюзные и республиканские, сосредоточил функции судебного надзора в Верховном Суде СССР и Верховных судах союзных республик); Основы законодательства о судоустройстве СССР от 25 декабря 1958 г. (в каждой союзной республике действовала своя судебная система, организованная с учетом своеобразия административно-территориального и других особенностей данной республики); Закон «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. (установил судебную систему близкую к современной – районные (городские) народные суды, краевые, областные, городские суды, автономных областей, автономных республик и округов, Верховный Суд РСФСР и военные трибуналы в вооруженных силах)[10].

Отдельного внимания заслуживают основные законы государства – Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. и Конституция СССР от 7 декабря 1977 г., в которых отдельные главы были посвящены вопросам организации суда, принципам правосудия, регламентации основ судебной деятельности. Именно конституционный законодатель закреплял фундамент судоустройства и судопроизводства. В отличие от Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., данные законы содержали исчерпывающий перечень судебных органов государства[11].

 Характерной чертой отечественного законодательства советского периода является отсутствие понятия «судебная власть». Очевидно, что причиной отказа от принципа разделения властей, отсутствия независимой и самостоятельной судебной власти следует считать закрепление на конституционном уровне в 20-е г.г. XX в. лозунга «Вся власть советам»[12].

Двадцать четвертого октября 1991 г. постановление Верховного совета РСФСР № 1801-IV была утверждена концепция судебной реформы в РСФСР, а сама судебная реформа на законодательном уровне призвана одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности. В качестве ее важнейших проявлений предусматривалось:

·            создание федеральной судебной системы;

·            создание суда присяжных;

·            расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

·            организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

·            дифференциация форм судопроизводства;

·            совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

В дальнейшем положения Концепции судебной реформы легли в основу Конституции Российской Федерации 1993 г. и целого пакета нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность конституционной юстиции, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, а также закрепляющих правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей[13].

Плотность законодательных преобразований конца XX – начала XXI вв. очень велика. Ограничимся лишь важнейшими, знаковыми достижениями этого времени:

·            была создана триединая судебная система, состоящая из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции, арбитражных судов во главе, соответственно, с Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом РФ;

·            разделение судебной системы на федеральные суды и суды субъектов РФ (к последним были отнесены мировые судьи и Конституционные (уставные) суды);

·            формирование правового статуса судей – носителей судебной власти, фундаментальными элементами которого стали несменяемость, независимость и неприкосновенность.

 Особого внимания заслуживает принцип судебного федерализма, как основа взаимоотношений Федерации и субъектов при построении судебной системы.

Действующая судебная система РФ в целом построена в соответствии с принципом федерализма, имеет свои особенности, обусловленные формой государственного устройства.

В настоящее время разграничение предмета ведения между центром и субъектами в части организации судебной власти состоит в том, что:

·            судебная система определяется в целом на федеральном уровне, учреждается и упраздняется федеральной конституцией и федеральными законами, обеспечивается едиными правилами и принципами судоустройства и судопроизводства;

·            суды субъектов могут обладать своей компетенцией и некоторыми особенностями судоустройственного характера, но в рамках единой судебной системы РФ.

Как известно, конституционные (уставные) суды субъектов не являются обязательным видом судов и создаются исключительно по решению субъекта РФ. Что касается института мировых судей, приходится согласиться с неоднократно высказанной критикой данного института, его двойственности. В самом деле, на организацию мировых судей региональный законодатель оказывает лишь незначительное влияние, хотя в каждом субъекте приняты соответствующие законы[14].

 Даже вопросы создания участков мировых судей отнесены к федеральному законодателю. Кроме того, на федеральном уровне закреплены положения о подсудности, судебных полномочиях, порядке обжалования судебных постановлений в федеральную судебную систему. Фактически, они являются односоставными федеральными судами общей юрисдикции[15].

В настоящее время за рамки федеральной судебной системы выведены высшие судебные органы – Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ (в 2014 г. был упразднен Высший Арбитражный суд РФ).

В 90-е г.г. XX в. предполагалось создание целой системы специализированных судов – административных, ювенальных, трудовых, но фактически был создан единственный специализированный суд в системе арбитражных судов – суд по интеллектуальным правам[16].

Впрочем, Федеральная программа развития судебной системы РФ 2018-2023 г.г. предполагает введение ювенальных судов (именно судов, а не специализированных судебных составов, как в настоящее время в некоторых субъектах РФ)[17].

Вначале нашей статьи мы определили начальную точку отчета для анализа развития судоустройства в нашей стране – дату принятия Декрета о суде № 1 – 24 ноября 1917 г. Следует признать, что революционные изменения в системе судов в XXI в. продолжаются.

Так весьма неоднозначно юридическим сообществом было воспринято объединение Верховного и Высшего арбитражного судов в целях обеспечения единообразия судебной практики. С 2018 г. начинается новый этап революционного реформирования системы судов общей юрисдикции. Председателем Верховного суда РФ В.М. Лебедевым представлен законопроект предусматривающий создание в системе судов общей юрисдикции федеральных кассационных, а также федеральных апелляционных судов[18].

Заметим, что постоянная модернизация судебной системы носит достаточно широкомасштабный характер, но часто происходит импульсивно, неравномерно и противоречиво. Вот уже высказаны предложения об объединении Верховного и Конституционного судов РФ. Картина законодательных предложений по изменению российского судоустройства порой напоминает кардиограмму больного мерцательной аритмией. Представляется, что огромный опыт, накопленный за столетия развития нашего государства, позволил сформировать традиции отечественного судоустройства.

Началу 90-х г.г. XX в. была свойственна некоторая революционная эйфория. В этих условиях трудно было ожидать детально продуманные программы совершенствования организации деятельности суда. Они прошли путь от правового нигилизма к правовому хаосу, но все же вернулись на путь естественного цивилизационного развития.

Принято считать, что глобальные реформы никогда не доводятся до конца. Хочется надеяться, что процесс реформирования не будет напоминать некий конвейер, а законодатель будет слышать мнение не только политиков, но и ученых, практиков, правозащитников и всех, кто желает достойного будущего своему государству.

 



[1] О суде. Декрет СНК от 24 ноября 1917 г. // СУ РСФСР. – 1917. – № 4. – Ст. 50.

[2] Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. – М., Мысль, 2003. – т. V. – С. 35.

[3] О суде. Декрет № 2 от 7 марта 1918 г. // СУ РСФСР. – 1918. – № 26. – Ст.420; Декрет № 3 от 20 июля 1918 г. // СУ РСФСР. – 1918. – № 85. – Ст.889 .

[4] Постановление Учредительного съезда Горской АССР о введении шариатского судопроизводства в Горской АССР от 22 апреля 1921 года // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. – М., Мысль, 2003. – т. V. – С. 174-175.

[5] Бунин И.А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. – М., 1996. – С. 120-124.

[6] Луначарский А.В. Революция и суд // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. – М., Мысль, 2003. – т. V. – С. 154.

[7] Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. – 1922. – № 69. – Ст. 902.

[8] Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. – М., Мысль, 2003. – т. V. – С. 171.

[9] Положение о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 г. // Вестник ЦИК СНК и СТО СССР. – 1923. – № 10. – Ст. 311.

[10] Основы судоустройства СССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. // СЗ СССР. – 1924. – № 23. – Ст. 203; Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г. // СЗ РСФСР. – 1926. – № 80. – Ст. 600; Положение о Верховном суде союза ССР и Прокуратуре Верховного суда союза ССР от 24 июля 1929 г. // СЗ СССР. – 1929. – № 50. – Ст. 445; Закон о судоустройстве СССР союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г. // Ведомости Верховного совета СССР. – 1938. – № 11; Основы законодательства о судоустройстве союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного совета СССР. – 1959. – № 1. – Ст. 14; Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. // Ведомости Верховного совета РСФСР. – 1981. – № 28. – Ст. 171.

[11] Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК союза ССР и ВЦИК. – 1936. – 6 декабря; Конституция СССР от 7 декабря 1977 г. // Ведомости Верховного совета СССР. – 1977. – № 41. – Ст.617.

[12] Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. – М., 2000. – С.9.

[13] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О Судебной системе РФ» // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1; Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447; Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589; Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3170; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. – № 51. – Ст. 6270; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 223.

[14] Закон Свердловской области от 18 февраля 2001 г. №22-ОЗ «О мировых судьях Свердловской области» // СПС «Гарант».

[15]  Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник // под ред. В.М. Бозрова. – М., 2015. – С. 110.

[16] Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» // СЗ РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7334.

[17] Распоряжение правительства РФ от 12.09.2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «развитие судебной системы России на 2013-2020 г.» // СЗ РФ. – 2012. – № 40. – Ст. 5474.

[18] Постановление Пленума Верховного суда РФ №28 от 13.07.2017 г. «О внесении в Государственную думу Федерального собрания РФ проекта ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»// URL: http//www.vsrf.ru (дата обращения – 23.12.2017 г.).

N.A. Mekhrentzeva
Assistant professor of the department of judicial action
candidate of Law Sciences, associate Professor
Ural State Law University
Ekaterinburg, Russian Federation
Email: polya.popova2014@yandex.ru
JUSTICE SYSTEM OF RUSSIA: FROM REVOLUTION TO REVOLUTION
Annotation
This article is devoted to assay the development of Social (Russian) legislation about judicature from the Decree on the court № 1(24.11.1917) to nowadays. There are a lot of regulations about the structure of judicial system, continual reforming in accordance with social and state behalf. The author offers several Conception`s results of that legal reform of Russia in 1991 and orders some distinctions of structure inside of judicial bodies within the sphere of federation.
Keywords
Judicial system, judicial reform, judicial federalism.