Личность
Право
Государство

УДК 340.114.3

Е.А. Березина
доцент кафедры теории государства и права
кандидат юридических наук
Уральский государственный юридический университет
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: helalex@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация
В работе раскрывается содержание понятия «механизм правового регулирования», анализируются различные подходы к характеристике данной правовой категории, обосновывается значение механизма правового регулирования.
Ключевые слова
Правовое регулирование, механизм правового регулирования, признаки механизма правового регулирования, элементы механизма правового регулирования, правовые средства.

Право способно выполнять свою главную фyнкцию только тогда, когда оно эффективно внедряется в практику. Реализация права предполагает наличие определенных инструментов[1].

Правовое регулирование осуществляется с помощью системы специальных юридических средств – механизма правового регулирования, который обеспечивает динамизм и действенность правового регулирования и всей правовой системы в целом.

Механизм правового регулирования позволяет представить все специально-юридические средства воздействия права на общественные отношения как особую целостность взаимосвязанных между собой элементов, выявить специфические функции и роль правовых явлений в правовой системе, показать их единство, отличие и тесную взаимосвязь, рассматривать их «в работающем, системно-воздействующем виде»[2].

Комплексная теория механизма правового регулирования была разработана С.С. Алексеевым, который, учитывая особенности воздействия права на общественные отношения, соединил в прочное един­ство философско-социологическое и специально-юридиче­ское исследование права[3]. Актуальность проблем механизма правового регулирования подчеркивает тот факт, что и в настоящее время данным вопросам посвящено значительное количество научной литературы как общетеоретического, так и отраслевого характера[4].

Анализ вопросов понятия и признаков механизма правового регулирования находится в тесной взаимосвязи с типом правопонимания, в рамках которого осуществляется исследование. Так же, как и к пониманию правового регулирования, к пониманию механизма правового регулирования могут быть использованы разные подходы: формально-юридический, социальный, психологический, кибернетический, инструментальный, аксиологический, этический, информационный, коммуникативный и др.

Например, в рамках коммуникативной теории правопонимания механизм правового регулирования называется механизмом правовой коммуникации, который рассматривается в узком смысле как механизм действия системы права (структура поведенческой правовой коммуникации) и в широком смысле как механизм дейст­вия правовой системы,  включающий в себя социопсихический механизм действия права, т. е. механизм информационно-ценностного вос­приятия, интерпретации, легитимации правовых текстов, придания им правового значения и нормативно-поведенческого правового механизма[5]. Элементами механизма правового регулирования в узком смысле в рамках коммуникативной теории будут «общие и индивидуальные правовые нормы, юридические факты и правоотношения», в широком смысле – первичные и вторичные правовые тексты, социально признанные (легитимированные) когнитивно-правовые нормы, актуальные правовые нормы, общие и конкретные правоотношения, юридические факты, правосознания и правовая культура в целом[6].

Согласно мнению С.С. Алексеева, в рамках инструментального подхода, под механизмом правового регулирования следует по­нимать «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»[7]. А. В. Малько рассматривает механизм правового регулирования как «систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом, в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»[8]. М.Ю. Осипов к признакам, содержащимся в первых двух определениях, добавляет, во-первых, воздействие системы юридических средств на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, во-вторых, осуществление воздействия посредством метода правового регулирования[9]. А.И. Бобылев связывает понятие механизма правового регулирования с государством, понимая под ним «совокупность правовых средств (норм права, правоотношений и правоприменительных актов), при помощи которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения…»[10]. В.В. Лазарев, С.В. Липень предлагают рассматривать не просто механизм правового регулирования, а «механизм государственно-правового регулирования общественных отношений», так как механизм правового регулирования, по их мнению, немыслим вне связи с государством, связь государства и права в ее динамическом варианте прослеживается через механизм государственно-правового регулирования общественных отношений[11]. В.М. Горшенев анализирует механизм правового регулирования с точки зрения правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих субъектов, то есть правовых форм деятельности[12], М.М. Рассолов рассматривает его с точки зрения качественных характеристик как «систему правовых средств (элементов), с помощью которых осуществляется взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного качества»[13].

Механизм правового регулирования может рассматриваться, во-первых, в узком смысле как система специальных юридических (правовых) средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие права на общественные отношения; во-вторых, в широком смысле: а) как совокупность всех правовых явлений и процессов, оказывающих воздействие на общественные отношения; б) как совокупность всех средств воздействия на общественные отношения, урегулированные правом (и юридических, и неюридических)[14].

По мнению Ю.И. Новика, существует тенденция всестороннего охвата права в пределах его социальной обусловленности и процессах функционирования с иными социальными факторами (экономическими, политическими, социально-психологическими, нравственными, социокультурными и т.д.)[15]. Поэтому, если рассматривать понятие механизма правового регулирования в широком смысле, в его структуре можно выделить социальные[16], психологические[17], информационные и специально-юридические подсистемы[18].

Кроме того, можно говорить о вертикальном (вглубь правовых средств) и горизонтальном (связь с механизмом социального регулирования и механизмом действия права) срезах изучения механизма правового регулирования. Например, В.П. Казимирчук анализирует социальный механизм действия права, в качестве элементов этого механизма выделяя:

- управляющие социальные системы – государственное и социальное управление, формирующее политические цели и цели правового регулирования; право как нормативную систему;

- социальные факторы (экономические, идеологические, организационные, демографические), опосредующие действие права и одновременно с правом влияющие на общественные отношения;

- информационное, нормативно-оценочное и социально-психологическое воздействие, формирующее поведение;

- регулируемые социальные системы (общество, коллектив, личность), являющиеся субъектами общественных и правовых отношений;

- поведение – правомерное и социально-активное – субъектов права как финальный момент действия права[19].

Для анализа механизма правового регулирования может быть использован статический подход, в рамках которого механизм правового регулирования понимается как система взаимосвязанных элементов – специально-юридических средств воздействия на общественные отношения; и динамический подход, который позволяет рассматривать механизм правового регулирования как механизм обеспечения эффективности правового воздействия при помощи правовых средств, выполняющий специфические функции в правовом регулировании. В рамках динамического подхода механизм правового регулирования может быть проанализирован и с точки зрения деятельности компетентных органов, поскольку ор­ганизационные стороны их деятельности отражают отдельные звенья механизма, связаны с теми или иными средствами правового воздействия[20].

При этом еще в советский период отмечалось, что в качестве компетентных субъектов могут быть рассмотрены не только государственные органы и должностные лица, но и негосударственные субъекты[21], которые тоже могут осуществлять правовое регулирование, и роль которых особенно важна потому, что «здесь открываются широкие возможности для характеристики демократизации структуры правового регулирова­ния»[22].

К признакам механизма правового регулирования относятся:

- механизм правового регулирования – это часть механизма действия права[23] и часть механизма социального регулирования;

- механизм правового регулирования имеет свое внутренне строение, структурными элементами механизма правового регулирования выступают специальные юридические средства воздействия права на общественные отношения[24].

- наличие взаимосвязей между отдельными элементами механизма правового регулирования: различные по своим признакам и функциям специальные юридические средства  четко организованы, логично выстроены, последовательны и находятся во взаимосвязи, во-первых, друг с другом; во-вторых, с конкретными стадиями правового регулирования; в-третьих, с отдельными видами юридической деятельности; ни один элемент вне его взаимосвязи  с другими элементами механизма правового регулирования не сможет  урегулировать общественные отношения;

- механизм правового регулирования является сложной системой, которая состоит из нескольких подсистем: специально-юридической, психологической, социальной. В качестве подсистем механизма правового регулирования в зависимости от видов юридической деятельности можно выделить механизм правотворчества, механизм правосистематизации, механизм реализации права[25] (как непостредственной реализации, так и опосредованной – механизм правоприменения), механизм интерпретации права[26];

- единство и целостность, механизм правового регулирования представляет собой единую систему, основывающуюся на единстве целей, задач, принципов правового регулирования;

- инструментальный характер, правовые средства, входящие в механизм правового регулирования, выступают инструментом воздействия права на общественные отношения;

- система средств, используемых для правового регулирования, носит объективно обусловленный характер, она зависит от особенностей регулируемых общественных отношений, а также используемых способов, методов, типов правового регулирования и особенностей правовых режимов.

- динамизм механизма правового регулирования, данный механизм познается только в действии и зависит от эффективности функционирования правовых средств; кроме того, и сама научная категория «механизм правового регулирования» само подвержено изменению во времени, что наглядно продемонстрировано Н.Н. Тарасовым[27];

- открытость механизма правового регулирования как системы, так как элементы механизма правового регулирования тесно взаимодействуют с элементами механизма социального регулирования (моральными, религиозными и иными средствами воздействия на общественные отношения), с элементами механизмов информационного и ценностно-ориентационного правового воздействия;   

- с помощью механизма правового регулирования осуществляется воздействие права на предмет правового регулирования;

- наличие общих принципов функционирования механизма правового регулирования;

- назначение механизма правового регулирования заключается в целенаправленном правовом воздействии на общественные отношения;

- действенность и результативность, благодаря данному механизму правового регулирования право выходит на новый уровень, позволяя субъектам права достичь социально значимых результатов.

Признак наличия составляющих механизм правового регулирования элементов-специальных юридических средств носит наиболее дискуссионный характер. Авторы расходятся во мнении, что собой представляют специальные юридические (правовые) средства, какими признаками они обладают, какие правовые явления могут быть рассмотрены в качестве специальных юридических средств, какова их роль в механизме правового регулирования и степень их влияния на эффективность механизма правового регулирования[28].

В.А. Сапун, разрабатывая теорию правовых средств ( инструментальную теорию права), рассматривает правовые средства как «первичный, субстанциональный элемент правовой действительности», обладающий регулятивным потенциалом, использование которого приводит  к достижению социально значимых результатов[29].

Как отмечает Ю.А. Тихомиров, традиционно правовое регулирование отождествляется с правовыми актами и, более того, скорее с самим фактом их принятия. По его мнению, это заблуждение, поскольку средств правового воздействия много: а) правовые акты; б) договоры, соглашения; в) принципы права; г) теории и научные доктрины; д) ценность права; е) нормы саморегулирования; ж) обычаи; з) традиции; и) признанные нормы корпоративных и общественных объединений; к) технико-юридические нормы; л) иные регуляторы правовой ориентации – нормы морали, религиозные нормы, общекультурные ценности и т.п.[30].

Количество выделяемых в механизме правового регулирования элементов находится в зависимости от того, в каком смысле рассматривается понятие механизма правового регулирования. Например, В.В. Ковалева к элементам механизма правового регулирования относит правосубъектность, юридические факты, модель правового отношения, норму права, нормативный правовой акт. При этом нормативный правовой акт рассматривается автором как «завершающий элемент вновь созданного механизма правового регулирования и начальный для изменения уже существующего»[31].

С.С. Алексеев в качестве основных элементов механизма правового регулирования, анализируемого под инструментальным углом зрения, называет юридические нормы, правоотношения и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей[32].

Юридические нормы  рассматриваются С.С. Алексеевым  «как основа  правового  регулирования», поскольку они содержат правила поведения общего характера, «закрепляют  в абстрактном виде  типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов»[33]. Юридические нормы находят свое выражение в различных источниках права (нормативно-правовых актах, правовых обычаях, судебных прецедентах, нормативных договорах, принципах права и др.), которые также выступают элементами правового регулирования, для уяснения смысла которых субъектам права приходится обращаться к следующему элементу – интерпретационным актам.

Вторым основным элементом механизма правового регулирования являются правоотношения и составляющие их юридическое содержание субъективные права и юридические обязанности, выполняющие в правовом регулировании индивидуализирующую, конкретизирующую роль. Связующим звеном между нормами права и правоотношениями выступают конкретные жизненные обстоятельства – юридические факты (фактические составы), при наличии или отсутствии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, так же являющиеся элементами механизма правового регулирования.

Третий элемент механизма правового регулирования составляют акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, представляющие собой деяния субъектов права (действия или бездействия), направленные на претворение права в жизнь, на осуществление субъективных прав и юридических обязанностей. В случае, если непосредственная реализация субъективных прав и юридических обязанностей невозможна, средством правового регулирования выступают акты применения права – правовые акты компетентных органов и должностных лиц индивидуально-властного характера, направленные на установление прав, обязанностей или юридической ответственности конкретных субъектов.

К иным элементам механизма правового регулирования относят правотворчество, правосубъектность граждан, законность, правосознание, правовую культуру и др.[34]. Данные элементы позволяют осуществлять взаимосвязь основных элементов механизма правового регулирования, обеспечивая единство и целостность всего механизма правового регулирования.

По мнению М.В. Осипова, который определяет правовое регулирование как юридическую деятельность, элементами механизма правового регулирования должны быть «не статические элементы вроде норм права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, но динамические». К динамическим элементам он причисляет: 1) регламентацию процесса правотворчества; 2) регламентацию процесса установления индивидуальных предписаний, не являющихся результатом правоприменения, например, положений индивидуального договора в частном праве; 3) регламентацию общественных отношений (как базовых, так и вспомогательных); 4) регламентацию процесса реализации прав и обязанностей участников правоотношения; 5) регламентацию процесса правоприменения[35].

Рассматривая механизм правового регулирования, С.С. Алексеев говорит не только об инструментальном подходе к его изучению, в котором «средства правового регулирования рассматриваются линейно», но и о наличии его «глубинного слоя», где раскрываются «исходные юридические начала» и юридический инструментарий анализируется в связи со способами правового регулирования -  с позитивными обязываниями, дозволениями и запретами, а также с общими дозволениями и общими запретами. Их автор рассматривает как «воплощение   глубинных требований социальной жизни, духовных начал человеческого бытия», поскольку они представляют «наиболее высокий уровень нормативных обобщений» и воплощают господствующую в обществе систему ценностей. Общие дозволения и общие запреты «находятся на стыке между правом и тем слоем социальной жизни, который  выражает   социальные  и духовные  требования к праву»[36]. Кроме того, они позволяют проследить генетическую взаимосвязь правовых норм современного общества с существовавшими в первобытном обществе мононормами.

Значение механизма правового регулирования состоит в том, что именно механизм правового регулирования позволяет продемонстрировать динамику права и правовой системы в целом, обеспечить целенаправленное воздействие системы правовых средств на предмет правового регулирования и показать его результативность. Кроме того, механизм правового регулирования обеспечивает единство функционирования всех элементов правовой системы, позволяет выявить взаимосвязи между отдельными правовыми явлениями и процессами, их место и роль в правовой системе, а также выполняемые ими функции. Комплексное изучение элементов механизма правового регулирования позволяет раскрыть закономерности влияния различных правовых средств на общественные отношения, выявить наиболее их оптимальное сочетание, обнаружить проблемы, возникающие в процессе функционирования данного механизма, и предложить пути их решения.

 



[1] Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под. общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Издательский дом NOTA BENE 2000. – С.308

[2] Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. –  С. 364.

[3] Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М.: Юрид. лит., 1966. – 187 c. – С.16.

[4] См., например, Корецкий Д.А. Современное состояние и дальнейшее развитие учения о механизме правового регулирования// Корецкий А.Д. Договор в механизме правового регулирования : Дис. ... канд. юрид. наук .Ростов н/Д, 1999. 207 c. – С.С. 78-103; Корецкий Д.А. Механизм договорного регулирования гражданско-правовых отношений. // Корецкий А.Д. Теория правового регулирования гражданско-правовых отношений . Дис. ... докт. юрид. наук .Ростов н/Д, 2007. – С.297-289; Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. – № 6.  – C. 54–62; Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право.– 1999.– № 5; Шундиков К.В. Механизм правового регулирования. Саратов: СГАП, 2003; Абрамова А.А. О понятии механизма правового регулирования // Правовая реформа в Российской Федерации: общетеоретические и исторические аспекты: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003; Нарыкова С.П. Системный подход к исследованию механизма правового регулирования. Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006.

[5] Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – С.278-279.

[6] Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. – Пб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – С.279.

[7] Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М.: Юрид. лит., 1966. – 187 c. – С.29.

[8] Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. – № 6. – C. 55.

[9] «Механизм правового регулирования – разновидность правового механизма, который представляет собой  систему юридических средств, организованную  наиболее последовательным образом и направленную  на упорядочение  общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, путем придания им юридической формы посредством метода  правового регулирования».//Осипов М.Ю. Механизм правотворчества и правового регулирования: понятие и соотношение// Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества [Электронный ресурс]: монография / М.Ю. Осипов. - М.: РИОР, 2015. – 219 с. – C.98 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526353

[10] Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. – №5. – С. 106.

[11] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права..-4 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 568-569.

[12] Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. – М., 1963. – С. 3.

[13] Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 431 с. – С. 280-281

[14] См., например, Васильева  Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования. Автореф. дисс. …канд.юрид. наук. – Омск, 2013.

[15] См., например, Новик Ю.И. Психологические аспекты правового регулирования: Теоретическое исследование: автореферат дис. ... докт. юрид. наук. – Минск, 1990. – С.16.

[16] См., например, Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). – М., 1992. – 182 с.; Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях развитого социализма: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. – М., 1977.

[17] Алексеев С.С. Психологический механизм воздействия права на общественные отношения. // Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. — М.: Юрид. лит., 1966. – 187 c. – C.С. 67-74; Новик Ю.И. Психологические аспекты правового регулирования: Теоретическое исследование: автореферат дис. ... докт. юрид. наук. – Минск, 1990.

[18] Подробнее о возникновении и развитии теории механизма правового регулирования см. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. – С.150-153.

[19] Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях развитого социализма: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1977. – С. 12

[20] В этом случае предметом анализа становятся правовые формы (организа­ционные стороны) деятельности органов государства и ор­ганов общественности, осуществляющих правовое регули­рование, а не совокупность средств, обеспечивающих правовое воздействие. // Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М.: Юрид. лит., 1966. – 187 c. – С.29.

[21] См., например, Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании, Госюриздат, – М.,1963.

[22] Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. –  М.: Юрид. лит., 1966. –  187 c. – С. 30.

[23] По вопросам действия права, механизма действия права, разграничения действия права и правового регулирования, механизма действия права и механизма правового регулирования см. подробнее, например, Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). –  М., 1992. –  182 с.; Тихомиров Ю. А. Действие закона. – М., 1992;  Гревцов Ю.И. Действие права в современном обществе.// Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. – СПб. 2001. – С.117-188; Груздев В.В. Вопросы соотношения правового воздействия и правового регулирования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 2. Т.17. – С. 297-310.

[24] По мнению С.А. Карелиной, «элементами механизма правового регулирования наряду с собственно правовыми средствами могут выступать и средства иного характера (экономические, информационные, организационные и т.д.), которые в процессе реализации норм права приобретают правовую форму» // Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства). // Автореф. дисс. …доктора юрид.наук. М., 2008. – С.10.

[25] Механизм реализации права представляет собой особую правовую подсистему механизма правового регулирования, блок регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, при помощи которых объективное и субъективное право претворяется в жизнь, воплощается в фактическом поведении и юридической деятельности субъектов. // Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. –  Н. Новгород, 2002. – С.10.

[26]Некоторые авторы в качестве подсистем выделяют: механизм реализации и механизм защиты права // Ковалева В.В. Нормативные правовые акты в механизме правового регулирования: диссертация ... кандидата юридических наук. – Москва, 2009. – С.8.; подсистемы предупредительного, восстановительного и ликвидационного механизма правового регулирования // Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства). Автореф. дисс. …докт. юрид. наук. М., 2008, – С. 10.

[27] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. – С. 150-153.

[28] По вопросам  понятия, особенностей, видов правовых средств см. подробнее, например, Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация //Сов. государство и право. – 1987. – №6; Алексеев С.С. Право; азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – С.С. 348-351; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001. – С. 241-255; Малько A.B. Правовые средства: вопросы теории и практики.// Журнал российского права. – 1998. – № 8; Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. – Н. Новгород, 2002; Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект). Автореф…. канд. юрид. наук. – Саратов, 1999.

[29] Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. – Н. Новгород, 2002. – С. 10.

[30] Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. – М.: Формула права, 2008. – 400 с. – С. 30-31.

[31] Ковалева В.В. Нормативные правовые акты в механизме правового регулирования : диссертация ... кандидата юридических наук. – Москва, 2009. – С.8.

[32] Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М.: Юрид. лит., 1966. – С. 33.

[33] Алексеев С.С. Право; азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – С. 364.

[34] Правосознание и правовая культура занимают специфическое место в механизме правового регулирования. Схематически правосознание и правовую культуру нельзя поместить ни в качестве четвертого звена, ни в каком-либо «промежутке» между тремя указанными выше звеньями. Правосознание и правовая культура имеют общее значение в механизме: они подключаются ко всем его частям // Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М.: Юрид. лит., 1966. – С. 33.

[35] Осипов М. Ю. Механизм правового регулирования и его типы.// Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 3. – С.136-141. 

[36] Алексеев С.С. Право; азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – С. 368-370.

E.A. Berezina
associate professor department of the theory of the state and law
candidate of Law Sciences
Ural State Law University
Yekaterinburg, Russian Federation
Email: helalex@mail.ru
THE THEORETICAL ASPECTS OF THE MECHANIZM OF LEGAL REGULATION
Annotation
The work reveals the content of the concept of "the mechanism of legal regulation", analyzes various approaches to the characteristics of this legal category, justifies the importance of the mechanism of legal regulation.
Keywords
Legal regulation, mechanism of legal regulation, characteristics of the mechanism of legal regulation, elements of the mechanism of legal regulation, instruments of the mechanism of legal regulation.