Личность
Право
Государство

УДК 340.113

Е.А. Березина
доцент кафедры теории государства и права
кандидат юридических наук
Уральский государственный юридический университет
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: helalex@mail.ru
ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация
в статье рассматриваются виды правового регулирования, которые выделяются как на основании уже известных критериев классификации, так и ранее еще не рассматриваемых. Обосновывается значение классификации правового регулирования.
Ключевые слова
правовое регулирование, виды правового регулирования, нормативное правовое регулирование, индивидуальное правовое регулирование.

Взаимодействие личности, общества и государства в различных сферах жизни общества находится в тесной взаимосвязи с особенностями правового регулирования, которые, в свою очередь, зависят от того, каким видом является данное правовое воздействие, с помощью каких специально-юридических средств и какими методами оно осуществляется.

Большинство авторов традиционно выделяют нормативное и индивидуальное регулирование в качестве основных разновидностей правового регулирования[1]. Проблема заключается в степени проработанности и глубине изучения данных видов правового регулирования. Большая часть авторов посвящала свои работы изучению нормативного регулирования, а также особенностям индивидуального регулирования, осуществляемого с помощью правоприменительных актов, в то время как индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое с помощью актов реализации права, рассматривалось реже. В последнее время появилась тенденция комплексного изучения индивидуального правового регулирования, включающего в качестве самостоятельного подвида и регулирование, осуществляемое с помощью актов реализации права[2].

Таким образом, в юридической науке в зависимости от характера осуществляемого воздействия выделяют:

- нормативное правовое регулирование – разновидность воздействия права на общественные отношения с помощью специальных юридических средств, которое носит общий характер[3], то есть распространяет свое действие на неограниченное количество лиц, на неограниченное количество сходных случаев и длительно по своему воздействию, есть возможность неоднократного его осуществления, оно осуществляется с помощью специальных юридических средств, содержащих положения общего характера (норм права, нормативно-правовых актов, интерпретационных актов).

Нормативное регулирование, по мнению Ю.А. Тихомирова, «интегрирует социальное регулирование и придает ему элемент всеобщности, обеспечивается формирующееся стабилизирующее и информационное воздействие на общественные отношения»[4]. Говоря о нормативном правовом регулировании, нужно отметить, что к данному виду можно отнести регулирование общественных отношений, осуществляемое с помощью не только нормативно-правовых актов, но и иных источников права, характерных как для романо-германской, так и для других правовых систем.

Соответственно к разновидностям нормативно-правового регулирования в зависимости от источника права можно отнести, регулирование, осуществляемое с помощью нормативно-правовых актов (здесь в зависимости от юридической силы можно выделить регулирование, основанное на законе, и подзаконное нормативно-правовое регулирование); регулирование, осуществляемое с помощью правовых обычаев; регулирование, осуществляемое с помощью судебных прецедентов; нормативных договоров; юридической и религиозной доктрин; принципов права; правосознания.

- индивидуально-правовое регулирование - разновидность воздействия права на общественные отношения с помощью специальных юридических средств, которое носит индивидуальных характер, то есть распространяет свое действие на конкретных субъектов, конкретные обстоятельства и в конкретное время. Оно осуществляется с помощью специальных юридических средств индивидуального характера (юридических фактов, правоотношений, актов реализации права, актов правоприменения).

К разновидностям индивидуально-правового регулирования в зависимости от осуществляющих его субъектов можно отнести: непосредственное правовое регулирование, осуществляемое самими участниками правоотношений, индивидами и их организациями с помощь юридических фактов, правоотношений и актов реализации права, и опосредованное правовое регулирование, осуществляемое компетентными органами и должностными лицами с помощью юридических фактов, правоотношений и актов правоприменения[5].

В качестве самостоятельных видов индивидуального правового регулирования некоторыми авторами определяются автономное, координационное (договорное) и субординационное[6].

Наряду с индивидуальным и нормативным правовым регулированием некоторые авторы также говорят о существовании при определенных обстоятельствах смешанного правового регулирования.

В зависимости от вида юридической деятельности правовое регулирование может быть подразделено на регулирование, осуществляемое в результате правотворческой, правоинтерпретационной, правореализационной и правоприменительной деятельности.

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование, выделяют государственное регулирование – специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности, а также регулирование, осуществляемое непосредственными участниками общественных отношений – деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением). Данная классификация исключает утверждение монополии государства на «производство» права и ее выделение «вытекает из социальной обусловленности права, которая всегда динамичнее правотворческой деятельности государства»[7].

Интересна проблема особенностей видов правового регулирования, существующих в различных правовых системах. Так, в англо-саксонской правовой системе, для которой характерен индуктивный тип правосознания, на первый взгляд, должно преобладать индивидуальное правовое регулирование, хотя, фактически, прецедентом является не само решение, а только его часть, содержащая общий принцип, на основе которого разрешено дело[8], следовательно, прецедент тоже имеет нормативный, общий характер. Само вынесение решения по конкретному делу – осуществление индивидуального регулирования, а вот формулирование принципа, на основе которого будут разрешаться сходные категории дел, для использования этого принципа в дальнейшем, представляет собой нормативное правовое регулирование. То есть правовое регулирование в англо-саксонской правовой системе тоже начинается с нормативного регулирования, разница только в том, кто выступает субъектом правотворчества и каковы способы формирования нормы права.

В зависимости от сферы действия можно выделить правовое регулирование, осуществляемое на международном, общегосударственном (в федеративном государстве – федеральном); региональном (уровне субъектов федерации); местном (на уровне муниципалитета), локальном (в рамках организации) и индивидуальном уровнях[9]. Здесь может возникнуть проблема иерархии правового регулирования (например, соотношение международного и общегосударственного правового регулирования).

С.Н. Дубинкина говорит о следующих видах международно-правового регулирования: двустороннем регулировании, выражающем согласованную роль двух государств; многостороннем, выражающем согласованную волю группы государств, как правило, одного экономического региона (региональное) или большинства государств, представляющих основные правовые системы мира, т.е. международного сообщества в целом (универсальное)[10].

В.А. Цыгановкин предлагает выделять институционное и дискреционное правовое регулирование и анализирует их роль в различных правовых системах[11].

А.В. Поляков и Е.В. Тимошина рассматривают автономное регулирование (саморегулирование), которое имеет место тогда, когда субъект сам устанавливает для себя правила и следует им, и гетерономное регулирование, которое является внешним по отношению к человеку; а также нормативное, осуществляемое на основе норм права, и ненормативное регулирование, которое основывается на индивидуальных предписаниях, на психическом или физическом принуждении субъекта к определенным действиям и т.д.

По направленности интересов различают частноправовое и публично-правовое регулирование. Так, по мнению О.Е. Землянова, «цель публично-правового регулирования – конкретное выражение потребности публичного субъекта, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы (публично-правового регулирования)»[12].

В зависимости от обстоятельств, в которых осуществляется правовое регулирование, выделяют ординарное и чрезвычайное правовое регулирование. Т.Н. Шмидт проводит четкое разграничение этих двух видов по нескольким критериям, а также обозначает особенности чрезвычайного правового регулирования: разрешительный тип правового регулирования, императивный метод правового регулирования, обязывания, запреты и ограничения как способы правового регулирования, общеправовые и специальные принципы права, особые чрезвычайные правоотношения, специфические юридические факты (чрезвычайные ситуации)[13]. Чрезвычайное правовое регулирование рассматривается как «правовое воздействие с помощью исключительных правовых средств на общественные отношения в экстремальных условиях в целях обеспечения безопасности и восстановления порядка и организованности в общественной жизни, при котором ограничивается или отменяется действие общих правовых принципов и норм»[14].

Рассматривая правовое регулирования в контексте правовых систем современности, можно говорить об особенностях и выделить правовое регулирование, осуществляемое в романо-германской, англо-саксонской, религиозной, социалистической правовых системах и правовой системе обычного права.

Рассмотрение указанных выше видов правового регулирования, выделенных как на основании уже известных критериев классификации, так и ранее еще не анализируемых, имеет научный и практический характер. Оно дает возможность выявить особенности отдельных видов правового регулирования, их отличие друг от друга, раскрыть их признаки и взаимосвязь, представив правовое регулирование как системное явление. Деление правового регулирования на виды позволяет более детально, глубоко и всесторонне рассмотреть особенности правового регулирования субъектного, предметного, структурного, функционального, сущностного характера, определяя место каждого вида в правовом регулировании, а также систематизировать знания о правовом регулировании в целом. Кроме того, классификация правового регулирования представляет возможность обнаружения проблем правового регулирования как теоретического, так и практического плана, характерных для того или иного его вида и выработать рекомендации по повышению качества и увеличению эффективности правового регулирования в целях оптимизации взаимодействия личности, общества и государства.



[1] См., например, Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М., 1972; Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 3: Проблемы теории права: Курс лекций. – М., 2010. С. 153-166; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 1999. С. 345-347.

[2] Кашанина Т.В. Индивидуальное правовое регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. 1992. № 1. С.122-130; Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. 1993. № 7. С. 127-135; Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование: теоретико-правовой анализ: диссертация ... докт. юрид. наук. – Екатеринбург, 2009. 312 с.; Григорьев А.С. Механизм индивидуального правового регулирования общественных отношений: диссертация ... канд. юрид. наук. – Тюмень, 2011. – 185 с.

[3] См. подробнее об общем характере: «Общие и абстрактные правила 36. В настоящее время сложилась тенденция отождествлять правовые акты и закон, указывая при этом на то, что и акты, и закон определяются как правила поведения, регулирующие социальные отношения, санкционированные в свою очередь правом, и что они имеют перманентный, общий и абстрактный характер (1). Как представляется, общий характер права возникает из его природы и не связан с процедурой его составления, когда есть возможность выбора. Святой Фома Аквинский определял закон "как предписание рассудка, продиктованное мыслью об общем благе", а Ж.-Ж. Руссо провозгласил, что "предмет законов всегда имеет общий характер" (2). Все это означает, что правило направлено на целую категорию лиц, которые помещаются в условия, создаваемые для применения правила, и определяются абстрактно. Такое правило обращено если не ко всем гражданам, то, по крайней мере, к достаточно многочисленным и разнообразным по составу категориям граждан, что необходимо для достижения такой цели права, как гармонизация социальных отношений. Таким образом, закон может распространяться на всех членов общества без ограничения или затрагивать только некоторую категорию лиц, определенную абстрактно, согласно объективным и в то же время таким разнообразным критериям, как пол, возраст, профессия, должность... Дело в том, что закон имеет общий, абстрактный и обезличенный характер, и в том, что он применяется в отношении всех, кто соответствует его условиям, с момента его вступления в силу и до его отмены (1); таким образом, обеспечивается перманентность закона, и только такой закон может быть залогом беспристрастности (2). Обезличенный характер закона является гарантией от произвола, поскольку он не создается в пользу или против конкретного лица. Для граждан закон выступает, таким образом, источником безопасности и равенства. В то же время категория лиц, на которых распространяется закон, может быть очень ограниченной. В некоторых случаях она может охватывать одно-единственное лицо: текст, в котором имеется в виду только президент Республики, сохраняет свой общий характер, поскольку затрагивает всех президентов, независимо от того, действуют ли они в данный момент или будут действовать на этом посту в будущем» (Бержель Ж.-Л. Общая теория права / под. общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М., 2000. С. 87-88).

[4] Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. – М.: Формула права, 2008. С. 27.

[5] См., например, Ершов В.В. Индивидуальное судебное регулирование // Правоведение. 1986. № 6. С. 9-17.

[6] Григорьев А.С. Механизм индивидуального правового регулирования общественных отношений: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Тюмень, 2011. С. 13.

[7] Общая теория права и государства: учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. С. 150.

[8] См., например, Романов А.К. Правовая система Англии. – М., 2000. С. 166.

[9] См., например, Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система: понятие, структура, функции: дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2008. С. 13.

[10] Дубинкина С.Н. Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования / С.Н. Дубинкина // Международно-правовое регулирование торговли услугами. – М., 2010. С. 11-28.

[11] Цыгановкин В.А. Институционное и дискреционное правовое регулирование в правовых системах мира // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3. C. 231-237.

[12] Землянов О.Е. Публично-правовое регулирование: проблемы теории и практики: дисс. ... канд. юрид. наук. – Самара, 2011. С. 11.

[13] Шмидт Т.Н. Чрезвычайное правовое регулирование: общетеоретическое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук. – Барнаул, 2014. С. 8; Максимов Р.А. Механизм действия права в чрезвычайных ситуациях (общетеоретический аспект): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2014; Кунтуев Д.Б. Чрезвычайное правовое регулирование: понятие, признаки // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). С.137-139.

[14] Шмидт Т.Н. Чрезвычайное правовое регулирование: общетеоретическое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук. – Барнаул, 2014. С. 8.

E.A. Berezina
associate professor department of the theory of the state and law
candidate of Law Sciences
Ural State Law University
Yekaterinburg, Russian Federation
Email: helalex@mail.ru
THE TYPES OF LEGAL REGULATION
Annotation
The article is devoted to the types of legal regulation, which are allocated both on the basis of already known classification criteria, and previously not yet considered. The value of classification of legal regulation is proved.
Keywords
Legal regulation, types of legal regulation, normative legal regulation, individual legal regulation.